Позиции кооперативного сектора за последние годы усилились благодаря постепенной реорганизации. Так, Ассоциация потребительских кооперативов обслуживается пятью консорциумами. Она контролирует работу 1,6 тыс. первичных кооперативов, объединяющих 1,9 млн. чел. Объем продаж превышает 4 млрд. дол. Основная цель ассоциации —защита покупательной способности и здоровья потребителей. Это достигается благодаря совершенствованию вертикальной структуры сбыта, организации новых форм розничной торговли. В рамках ассоциации действуют 18 центров оптовых закупок, они заключают ежегодные контракты с поставщиками продукции.
Говоря о развитии малого бизнеса в Италии, следует отметить, что здесь особое влияние на отраслевую структуру малого предпринимательства оказывают региональные особенности развития экономики. Тут действуют две различные региональные экономические модели.
Первая сложилась на северо-западе Италии, центрами которого являются Милан, Турин и Генуя. Для этого региона характерно обилие крупных промышленных предприятий, специализирующихся на массовом производстве или непрерывных технологических процессах. Соответственно здесь развитие малых и средних предприятий подчинено нуждам крупной промышленности. Растущее взаимодействие малых и крупных предприятий затрагивает не только само производство. Оно охватывает все виды деятельности, обслуживающие промышленность: финансовую и технологическую сферы, проектирование и инновации, снабжение и сбыт.
На северо-востоке и в центральном регионе, включая области Тоскана, Эмилия-Романья и Венето, малые и средние предприятия развивались достаточно автономно. Промышленные зоны, в которых располагаются сотни и тысячи мелких традиционных для Италии производств, выпускающих керамическую плитку, одежду, обувь, трикотаж и т.п., высоко специализированы.
На юге, на территории от Неаполя до Сицилии, развитию малого бизнеса препятствуют традиционно низкий уровень экономического развития и социальная несбалансированность. Попытки правительства провести индустриализацию юга путем строительства государственных предприятий и привлечения сюда частного капитала не дали желаемого результата. Постоянная миграция молодых и наиболее энергичных людей в другие области страны тормозит деловую активность.
Выше была попытка дать некоторое представление о развитии малого и среднего предпринимательства в национальном аспекте, а теперь попробуем взглянуть на него в отраслевом разрезе.
Во всех промышленно развитых странах очень велика роль сферы услуг, в которой занято около 60% рабочей силы (для сравнения, в России этот показатель не превышает 30%). Считается, что к 2000 г. доля занятых в сфере услуг достигнет и даже превысит 80%. За последнее десятилетие только в секторе бытового обслуживания населения было создано более 50% всех новых рабочих мест.
Корни предпринимательства на белорусской земле уходят в 19 век. В этот период возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Кооперативное движение как одна из форм предпринимательства в России зародилось в начале 19 века и приобрело массовый характер. К началу 1917 года в России в кооперативах участвовало уже более половины населения страны.
После Октябрьской революции 1917 года можно выделить несколько этапов развития предпринимательства в нашей стране.
1-й этап (октябрь 1917г.- начало 20-х годов) - происходит установление государственной монополии и централизация экономики, что означало лишение экономической самостоятельности производителей и устранение конкуренции между ними.
2-й этап (20-е годы) - период новой экономической политики (НЭП), когда наблюдается становление предпринимательства в новых формах акционерных обществ, товариществ, кооперативов, смешанных и частных концессий и т.д. В 1925 году в промышленности действовало 1882408 мелких и кустарных ремесленных предприятий, на долю которых приходилось 19% промышленного производства страны, 25% товарооборота страны и более 50% розничной торговли.
3-й этап (конец 20-х годов - 2-я половина 80-х годов) — имеют место тенденции перемещения предпринимательской деятельности из легального положения в теневую экономику.
4-й этап (конец 80-х годов) - происходит процесс формирования нового экономического мышления на базе социалистической предприимчивости, возрождаются такие формы хозяйствования как подряд, аренда, кооперация и т.д.
5-й этап (90-е годы) - характеризуется переходом к рыночной экономике, основным компонентом которого становится предпринимательство, позволяющее обеспечить полноценное формирование конкурентной среды.
На начальном этапе современного развития малого бизнеса Республики Беларусь пропагандировалась концепция невмешательства государства. Считалось, что предпринимательство само найдет себе дорогу, все само образуется. Предполагалось, что рынок - это саморегулирующаяся система и в процессе конкуренции можно получить тот же результат, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Не рассматривая детально этот период развития предпринимательства, можно отметить, что это отрицательно сказалось на формировании стратегии и тактики его развития в масштабах страны.
В середине 90-х годов в стране предпринимались меры, призванные исправить ситуацию и создать благоприятные условия деятельности предпринимателей и прежде всего в основополагающих отраслях экономики. Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996г. создано Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь - государственный орган управления, ответственный за развитие предпринимательства. Формируется стратегия развития предпринимательского сектора экономики - ускорение экономического роста по приоритетным направлениям, создание новых рабочих мест на основе активизации инвестиционной деятельности и совершенствования организационной, финансовой и правовой базы функционирования предпринимательства. Было проведено совершенствование нормативно-правовой базы, определены меры по привлечению финансовых средств в этот сектор экономики, создана инфраструктура поддержки предпринимательства, разработана и осуществлена программа подготовки предпринимательских кадров. Однако, несмотря на целый ряд достигнутых положительных результатов, в целом ситуация в этом секторе экономики остается сложной и неоднозначной. Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста.
Удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого предпринимательства, в 2007 году составил 8,4% (в 2006 году – 8,8%) от общего объема ВВП. Субъектами малого предпринимательства произведено 7,6% (7,3%) от общего объема производства продукции (работ, услуг промышленного характера); 11,2% (в 2006 -10,2%) от общего объема розничного товарооборота, включая общественное питание; 15,2% (в 2006 году – 23,9%) от общего объема внешнеторгового оборота. Доля малого предпринимательства в общем объеме выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг по народному хозяйству за 2006 год составила 18,1% (в 2006 году – 22,8%). Количество малых предприятий всех форм собственности на конец 2007 года составило 51240 предприятий, по сравнению с 2006 годом их число увеличилось на 13580 предприятий. В общее количество малых предприятий вошли 2223 крестьянских (фермерских) хозяйства, которые до 2006 года не попадали под статистическое обследование как субъекты малого предпринимательства.