рефераты по менеджменту

Теоритические основы и сущность предпринимательской деятельности и малого бизнеса в развитии экономики Республики Беларусь

Страница
2

Любая предпринимательская деятельность осуще­ствляется в рамках определенной организационной формы.

Под организационно-правовой формой предпринимательства следует понимать совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответст­венности друг перед другом и контрагентами .

Выбор формы предпринимательства зависит от личных пристра­стий и вкусов, но главным образом определяется объективными усло­виями - сферой деятельности, наличием денежных средств, плюсами и минусами своих предприятий. Причем выбор той или иной органи­зационно-правовой формы предпринимательства будет оказывать оп­ределенное влияние на осуществление предпринимательской функ­ции собственником или управляющим предприятием.

К основным критериям, которые определяют органи­зационно-правовую форму предпринимательской деятельности, мож­но отнести:

соответствие предпринимательской структуры требованиям за­конодательства в отношении организационно-правовой формы для отдельных видов деятельности;

количество собственников (участников, акционеров);

способ формирования капитала (личного, акционерного, паево­го), наличие, размер и порядок формирования уставного фонда;

ответственность собственника (учредителей) за деятельность юридического лица, в том числе и имущественная;

структуру органов управления и принципы принятия управленческих решений (собственником, учредителем, собранием пайщиков или учредителей);

форму распределения прибыли (личный доход, дивиденд, выплаты по паю).

Любое лицо или группа лиц (коллектив), обладающие определен­ными правами и обязанностями и создающие материальные блага или оказывающие определенные услуги, являются субъектом хозяйствования (хозяйствующим субъектом). К субъектам предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Индивидуальный предприниматель - это инди­вид, проявляющий инициативу, имеющий способности и желание производить нужную обществу продукцию (выполнять работы, ока­зывать услуги).

Юридическими лицами признаются организации, ко­торые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оператив­ном управлении обособленное имущество, несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам, могут от своего имени при­обретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцами и ответчиками в суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организа­ционное единство, которое подтверждается наличием устава и госу­дарственной регистрации юридического лица; имущественная обо­собленность, которая подтверждается наличием самостоятельного ба­ланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обусловливает самостоятельную гражданско-правовую ответст­венность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде.

В организации предпринимательской деятельности особое место принадлежит юридическим лицам, т. е. коллективным субъектам, осуществляющим хозяйственные операции. Несмотря на различие за­конодательств каждой страны, мировая практика свидетельствует о наличии устоявшихся и проверенных опытом форм деловой активно­сти. Каждая форма предполагает определенную структуру взаимо­действия партнеров и размер предприятия.

Гражданским Кодексом Республики Беларусь допускается созда­ние объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Место малого бизнеса в классификации субъектов хозяйств.

Рис. 1.1 Классификация субъектов хозяйствования в Республике Беларусь

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государ­ственной поддержке малого предпринимательства в Республи­ке Беларусь» к субъектам малого предпринимательства — юри­дическим лицам — относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:

- в промышленности и на транспорте — до 100 человек;

- сельском хозяйстве и научно-производственной сфере — до 60 человек;

- строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;

- других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торгов­ли — до 30 человек;

- других отраслях непроизводственной сферы — до 25 че­ловек

Наиболее важным при классификации предприятий в условиях рыночной экономики является организационно-правовой признак.

Несмотря на большое значение малого бизнеса для экономики, его становление и развитие сопряжено с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизнесе – это нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значительная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства. Таким образом, представляется важным в следующем подразделе работы рассмотреть формы и источники финансирования предпринимательской деятельности.

Для занятия предпринимательской деятельностью предприниматели вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в том числе заключаемым с юридическими лицами.

Самой главной поправкой в законодательство, которая очень негативно отразилась на предпринимательстве в РБ. “С 1 января 2008 г. деятельность индивидуальных предпринимателей может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг, родители, дети, внуки, родные братья и сестры, дед, бабка, усыновители и усыновленные)”

Место и роль малого предпринимательства в США

Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.

В США, к категории малых относят предприятия с числом занятых до 500 чел., подобные фирмы составляют 99% всех американских компаний.

Основная масса приходится на мельчайшие предприятия: в 87% всех фирм работает не более 20 чел., в 80% — менее 10 чел.

В начале 1989 г. общее число американских фирм по данным налоговой инспекции достигало 19 047 тыс. (без сельского хозяйства), из которых 3 978 тыс. представляли собой корпорации, 1 831 тыс. — партнерства и 13 238 тыс. — фирмы, находящиеся в единоличном владении. Из них всего 7 тыс. фирм классифицировались как крупные с числом занятых свыше 10 тыс. чел.

Ныне в США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят около 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора.

В отдельных сферах американской экономики малые предприятия доминируют.

Отрасль

Доля в валовом продукте

частного сектора, %

Численность занятых

млн. чел.

Оптовая торговля

86

4.4

Розничная торговля

55

10.1

Сфера услуг

81

12,0

Финансовая деятельность

60

3.2

Строительство

80

4,3

Обрабатывающая

21

8,0

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту