Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы.
Под организационно-правовой формой предпринимательства следует понимать совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами .
Выбор формы предпринимательства зависит от личных пристрастий и вкусов, но главным образом определяется объективными условиями - сферой деятельности, наличием денежных средств, плюсами и минусами своих предприятий. Причем выбор той или иной организационно-правовой формы предпринимательства будет оказывать определенное влияние на осуществление предпринимательской функции собственником или управляющим предприятием.
К основным критериям, которые определяют организационно-правовую форму предпринимательской деятельности, можно отнести:
соответствие предпринимательской структуры требованиям законодательства в отношении организационно-правовой формы для отдельных видов деятельности;
количество собственников (участников, акционеров);
способ формирования капитала (личного, акционерного, паевого), наличие, размер и порядок формирования уставного фонда;
ответственность собственника (учредителей) за деятельность юридического лица, в том числе и имущественная;
структуру органов управления и принципы принятия управленческих решений (собственником, учредителем, собранием пайщиков или учредителей);
форму распределения прибыли (личный доход, дивиденд, выплаты по паю).
Любое лицо или группа лиц (коллектив), обладающие определенными правами и обязанностями и создающие материальные блага или оказывающие определенные услуги, являются субъектом хозяйствования (хозяйствующим субъектом). К субъектам предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Индивидуальный предприниматель - это индивид, проявляющий инициативу, имеющий способности и желание производить нужную обществу продукцию (выполнять работы, оказывать услуги).
Юридическими лицами признаются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцами и ответчиками в суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое подтверждается наличием устава и государственной регистрации юридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обусловливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде.
В организации предпринимательской деятельности особое место принадлежит юридическим лицам, т. е. коллективным субъектам, осуществляющим хозяйственные операции. Несмотря на различие законодательств каждой страны, мировая практика свидетельствует о наличии устоявшихся и проверенных опытом форм деловой активности. Каждая форма предполагает определенную структуру взаимодействия партнеров и размер предприятия.
Гражданским Кодексом Республики Беларусь допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
Рис. 1.1 Классификация субъектов хозяйствования в Республике Беларусь
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства — юридическим лицам — относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:
- в промышленности и на транспорте — до 100 человек;
- сельском хозяйстве и научно-производственной сфере — до 60 человек;
- строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;
- других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговли — до 30 человек;
- других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек
Наиболее важным при классификации предприятий в условиях рыночной экономики является организационно-правовой признак.
Несмотря на большое значение малого бизнеса для экономики, его становление и развитие сопряжено с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизнесе – это нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значительная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства. Таким образом, представляется важным в следующем подразделе работы рассмотреть формы и источники финансирования предпринимательской деятельности.
Для занятия предпринимательской деятельностью предприниматели вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в том числе заключаемым с юридическими лицами.
Самой главной поправкой в законодательство, которая очень негативно отразилась на предпринимательстве в РБ. “С 1 января 2008 г. деятельность индивидуальных предпринимателей может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг, родители, дети, внуки, родные братья и сестры, дед, бабка, усыновители и усыновленные)”
Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.
В США, к категории малых относят предприятия с числом занятых до 500 чел., подобные фирмы составляют 99% всех американских компаний.
Основная масса приходится на мельчайшие предприятия: в 87% всех фирм работает не более 20 чел., в 80% — менее 10 чел.
В начале 1989 г. общее число американских фирм по данным налоговой инспекции достигало 19 047 тыс. (без сельского хозяйства), из которых 3 978 тыс. представляли собой корпорации, 1 831 тыс. — партнерства и 13 238 тыс. — фирмы, находящиеся в единоличном владении. Из них всего 7 тыс. фирм классифицировались как крупные с числом занятых свыше 10 тыс. чел.
Ныне в США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят около 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора.
В отдельных сферах американской экономики малые предприятия доминируют.
Отрасль |
Доля в валовом продукте частного сектора, % |
Численность занятых млн. чел. |
Оптовая торговля |
86 |
4.4 |
Розничная торговля |
55 |
10.1 |
Сфера услуг |
81 |
12,0 |
Финансовая деятельность |
60 |
3.2 |
Строительство |
80 |
4,3 |
Обрабатывающая |
21 |
8,0 |