· стратегия дискриминации по местонахождению – в разных местах предложение товара по разным ценам, хотя расходы, связанные с его предложением, одинаковы – например, различная цена театральных билетов театральных и кино билетов в различных частях зрительного зала;
· стратегия дискриминации по времени – разные цены в зависимости от сезона (причём не обязательно пол сезоном понимается календарное время, это могут быть и более короткие периоды – две недели или время суток)- например, тарифы на междугородние переговоры в выходные дни и ночное время, чем в рабочие дни и дневное время;
· стратеги дискриминации по вариантам представления товара – разные варианты товара продаются по разным ценам, которые не соответствуют затратам - например, продажа одной и той же минеральной воды компанией Evian в качестве питьевой и в качестве косметического средства с почти стократной разницей в цене.
Снижение цены при дискриминационном ценообразовании не есть проявление продавцом альтруизма. Большая часть товара обычно продаётся по большей цене, возмещающей все затраты и обеспечивающей необходимую прибыль. Чтобы ценовая дискриминация была эффективной, должны использоваться несколько условий.
Во-первых, рынок должен поддаваться сегментированию и сегменты должны отличаться друг от друга интенсивностью спроса.
Во-вторых, представители сегмента, в котором товар предлагается по низкой цене, не должны иметь возможности перепродать его представителям сегмента, где товар реализуется по более высокой цене.
В-третьих, доступ конкурентов с таким же товаром по низкой цене в высокоплатёжеспособный сегмент должен быть закрыт.
В-четвёртых, издержки по сегментированию и отслеживанию рынка не должны превышать суммы дополнительных поступлений от дискриминационного предложения.
В-пятых, конкретная форма ценовой дискриминации не должна противоречить действующему законодательству;
7. В зависимости от характера взаимосвязанности товара в рамках товарной номенклатуры:
· стратегия установления цены на товары, взаимосвязанные с точками прения производства, - на товары, по которым изменение объёма производства одного вызывает изменение затрат на производство другого (речь идёт о побочных продуктах металлургического производства). У предприятия существуют две перспективы: либо ликвидировать побочные продукты, затратив при этом некоторые суммы, либо предложить их покупателям по минимальным ценам, которые лишь окупают затраты по хранению и транспортировке. Последний вариант даёт возможность снизить цену на основной товар, что в нынешних российских условиях делает товар более конкурентоспособным;
· стратегия установления цены на товары, взаимосвязанные с точки зрения спроса – на взаимодополняющие (например, отечественный автомобиль и чехлы, шипованная резина), вспомогательные (обязательные принадлежности, без которых основной товар бесполезен). Например, бритвенные лезвия, фотоплёнка. Производители зачастую устанавливают высокие цены именно на обязательные принадлежности, а не основные товары – относительно низкие. Этот приём позволяет получить высокие прибыли за счёт продажи обязательных принадлежностей.[6;227-229]
8. В зависимости от степени изменения цены:
· стратегия «стабильных цен» - неизменных при любом изменении рыночных обстоятельств.
Маркетинговая цель - использования существующего положения Условия применения:
покупатель - постоянный и солидный, несколько консервативный клиент, для которого важно постоянство цен;
товар - престижный, дорогостоящий;
фирма - работает в отрасли, в которой традиционно считаются «неприличными), частые и резкие скачки цен.
Преимущество стратегии - высокая относительная прибыль (с единицы товара). Недостаток стратегии - фирма должна иметь постоянный резерв для снижения издержек, по возможности сохраняя прежний уровень качества.
· стратегия «скользящей падающей цены» или «исчерпания» - ступенчатое снижение цен после насыщения первоначально выбранного сегмента.
Маркетинговая цель - расширение или захват рынка.
Условия применения:
покупатель - массовый со средним доходом, «подражатель»;
товар - особо модный или используемый лидерами общественного мнения;
фирма - имеет возможность увеличения объема производства и частого изменения в технологии.
Преимущество стратегии - фирма может добиваться периодического расширения рынка сбыта за счет покупателей с все более низким уровнем дохода и соответствующего увеличения объема продаж.
Недостаток стратегии - нет.
· стратегия «роста проникающей цены» - повышение цен после реализации стратегии цены проникновения.
Маркетинговая цель - использование существующего положения, завоеванной доли рынка.
Условия применения:
покупатель - массовый, постоянный (приверженец марки),
товар - узнаваемый, отсутствуют заменители,
фирма - мощная, имеет опытных маркетологов.
Преимущество стратегии - нет.
Недостаток стратегии - трудности повышения цен после низкого уровня.
9. В зависимости от отношения к конкурентам:
· Стратегия «преимущественной цены» - достижение преимущества по отношению к конкурентам.
Маркетинговая цель - атаковать или защищаться от натиска конкурентов.
Условия применения:
покупатель - давно занятый другими фирмами рыночный сегмент;
товар - широкого потребления, имеет заменителей;
фирма - работает в условиях явной для потребителя конкуренции.
Преимущество стратегии - обязательный мониторинг конкурентного состояния.
Недостаток стратегии - зависимость от поведения конкурента.
Разновидности.
а) цена выше, чем у конкурента (преимущество по качеству);
б) цена ниже, чем у конкурента (преимущество по издержкам).
· Стратегия «следования за конкурентом» - основана на копировании поведенияценового лидера.
Маркетинговая цель - использование существующего положения.
Условия применения:
покупатель - массовый,
товар - имеет равноценный или более устойчивый субститут,
фирма - некрупная, в обозреваемом конкурентном пространстве имеет лидера или основного конкурента, имеет возможность осуществлять мониторинг его ценовой политики.
Преимущество стратегии - недорогая по осуществлению линия поведения фирмы.
Недостаток стратегии - зависимость от поведения конкурента.[2;118-119]
9. В зависимости от отражения в цене уровня качества товара:
Качество | Цена товара | ||
высокая |
средняя |
низкая | |
Высокое |
1.Стратегия премиальных наценок |
2.Стратегия глубокого проникновения на рынок |
3. Стратегия ценовых преимуществ (повышенной ценности, значимости) |
Среднее |
4.Стратегия повышенной цены |
5. Стратегия цены среднего уровня |
6. Стратегия доброкачественности (хорошей цены) |
Низкое |
7. Стратегия потребления (обмена) |
8. Стратегия должной экономии |
9. Стратегия дешёвых товаров (низкой ценности, значимости) |