3) Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчётом затрат по каждому из них. Подготавливают списка возможных действий по регулированию конфликта.
4) Осознать ценности конфликта. Это крайне важный момент. И руководители предприятия и участники конфликтной группы должны видеть ценность изменений вызванных конфликтом. Конфликты просто необходимы для нормального, не говоря уже об ускоренном, развитии предприятия и ли организации. И при естественном ходе дел, какой бы тихой и спокойной не казалась атмосфера в организации, в ней обязательно будут конфликты. И это очень хорошо и для владельцев предприятия и для фирмы. Конструктивные конфликты вносят новизну.
5) Реализовать план по урегулированию конфликта. Действия должны быть согласованными, справедливыми и простыми. Нужно помнить, что своевременное действие может принести большую пользу.
6) Проверить исполнения. Не следует полагать, что однократное действие может разрешить личностные конфликты, оно может только спрятать проблему. Постоянно наблюдайте за развитием ситуации и исследуйте ее снова и снова.
Последствия конфликтов принято делить на :
- конструктивные;
- деструктивные.
Конструктивные последствия. Возможно несколько функциональных последствий конфликта.
Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путём, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений - враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли.
Другие конструктивные последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству.
Кроме того, конфликт может уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчинённые не высказывают идей, которые по их мнению, не соответствуют идеям их руководителей.
Через конфликты члены группы могут проработать проблемы в исполнении ещё до того, как решение начнёт выполняться.
Деструктивные последствия.
Если конфликтом не управляли или управляли неэффективно, то могут образоваться следующие деструктивные последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей: - Неудовлетворённость, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности; - Меньшая степень сотрудничества в будущем;
- Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группам в организации; - Представление о другой стороне как о «враге»;
- Представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
- Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами; - Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения;
- Смещение акцента: придание «победе» в конфликте большего значения, чем решению реальной проблемы;
Глава II. Практический курс
Тест№1 “Конфликтная ли вы личность?”[5]
Чтобы узнать конфликтная ли вы личность, воспользуйтесь следующим тестом, выбрав по одному ответу на каждый вопрос.
Каждое А) – 4 очка ; Б) – 2 очка; В) – 0 очков
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
А) Не принимаю участия
Б) Кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой
В) Активно вмешиваюсь, чем “вызываю огонь на себя”
2. Выступаете ли на собраниях с критикой руководства?
А) Нет
Б) Только если для этого имею веские основания
В) Критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает
3. Часто ли спорите с друзьями?
А) Только если это люди необидчивые
Б) Лишь по принципиальным вопросам
В) Споры- моя стихия
4. Дома на обед подали несолёное блюдо.Ваша реакция?
А) Не буду поднимать буду из-за пустяков
Б) Молча возьму солонку
В) Не удержусь от замечаний
5. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу …
А) С возмущением посмотрю на обидчика
Б) Сухо сделаю замечание
В) Выскажусь, не стесняясь в выражениях
6. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась…
А) Промолчу
Б) Ограничусь коротким тактичным комментарием
В) Устрою скандал
7. Не повезло в лотерее. Как к этому отнесетесь?
А) Постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в ней
Б) Не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш
В) Проигрыш надолго испортит настроение
Оценка результатов:
От 20 – 28 очков. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от конфликтов и споров, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Может поэтому иногда называют вас приспособленцем.
От 10-18 часов . Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. При этом не выходите за рамки корректности, твёрдо отстаиваете своё мнение. Всё это вызывает к вам уважение.
До 8 очков. Конфликты и споры- это ваша стихия. Любите критиковать других, но не выносите критики в свой адрес. Ваша грубость и несдержанность отталкивает людей. С вами трудно как на работе, так и дома. Постарайтесь перебороть свой характер.
Тест №2 “Типы темперамента”[6]
Изучите характерные черты представителей 4-х групп темперамента, применительно к себе
Сангвиник
1. Весёлы и жизнерадостны
2. Энергичны и деловиты
3. Часто не доводите начатое дело до конца
4. Способны быстро схватывать новое
5. Неустойчивы в интересах и склонностях
6. Легко переживаете неудачи и неприятности
7. Склонны переоценивать себя
8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам
9. С увлечением беретесь за любое новое дело
10. Быстро остываете, если дело перестает интересовать
11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с новой работы на другую
12. Тяготитесь однообразной, будничной, кропотливой работой
13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скромности с новыми для вас людьми
14. Выносливы и работоспособны
15. Обладаете громкой, быстрой, отчётливой речью, сопровождающей живыми жестами, выразительной мимикой
16. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной ситуации
17. Всегда пребываете в бодром настроение
18. Быстро засыпаете и пробуждаетесь
19. Часто не собранны, проявляете поспешность в решениях
20. Склонны отвлекаться
Холерик
1.Неусидчивы, суетливы
2. Невыдержанны, вспыльчивы
3. Нетерпеливы
4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми