Каждый признак профессиональных и личных качеств (для руководителей n=5, для специалистов n=6) имеет 3 уровня проявления и оценивается по принципу отклонения от среднего значения. При соответствии конкретного признака среднему уровню его количественная оценка =1.0, ниже среднего=0.75, выше среднего=1.25.
Исходные данные для расчета комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников экономического отдела приведены в табл. 1, 2. (Приложение 1)
Оценка по всей совокупности признаков, определяющих профессиональные и личные качества работников (П), производится путем суммирования оценок признаков (Приложение 2, табл. 3,4), умноженных на их удельную значимость, и рассчитывается по формуле:
, (1)
где i – порядковый номер признака (i=1,2, n) (для руководителей n=5, для специалистов n=6);
j – уровень (степень) проявления признака (j=1,2,3);
aij – количественная мера признака у работника;
xi – удельная значимость признака в общей оценке (в долях единицы).
Определим показатель степени развития профессиональных и личных качеств (П) каждого работника:
П1 = 0,34 + 0,23 + 0,13 + 0,15 + 0,31 = 1,16;
П2 = 0,42 + 0,21 + 0,12 + 0,12 + 0,10 + 0,21= 1,18;
П3 = 0,42 + 0,17 + 0,15 + 0,12 + 0,10 + 0,21= 1,17;
П4 = 0,42 + 0,21 + 0,12 + 0,12 + 0,12 + 0,17= 1,16;
П5 = 0,34 + 0,17 + 0,09 + 0,10 + 0,07 + 0,17= 0,94.
Для оценки уровня квалификации работника (Оур. квал) принимается единый набор признаков для всех категорий работников: уровень специального образования и стаж работы по специальности.
По уровню образования все работники распределяются на 2 группы:
1 группа – имеющие среднее специальное образование;
2 группа – имеющие высшее или незаконченное высшее образование
В зависимости от стажа работы по специальности работники распределяются на 4 группы по каждому уровню образования (Приложение 3 табл.5)
Оценка уровня квалификации определяется:Оур. квал. = (ОБ+СТ)/3 (2)
ОБ – оценка образования (ОБ=1 или 2)
СТ – оценка стажа работы по специальности
3 – постоянная величина, соответствующая сумме максимальных оценок (ОБ+СТ)
Определим оценку уровня квалификации каждого работника:
Оур. квал 1 = (2 + 0,75) / 3 = 0,917;
Оур. квал 2= (2 + 0,75) / 3 = 0,917;
Оур. квал 3 = (2 + 0,50) / 3 = 0,833;
Оур. квал 4 = (2 + 0,25) / 3 = 0,75;
Оур. квал 5= (1 + 0,25) / 3 = 0,417.
В соответствии с установленными значениями (Приложение 3 табл.6), обусловленными постепенным усложнением работ, работники имеют следующие оценки сложности выполняемых работ (О слож):
Оценка результатов труда (Р) определяется суммированием оценок признаков результатов труда с учетом удельной значимости признаков (Приложение 4, табл. 7).
Оценка Р определяется по формуле:
, (3)
где i – порядковый номер признака (i=1,2,3);
j – уровень (степень) проявления признака (j=1,2,3);
Рij – оценка i-го признака с учетом j-степени его проявления у работника.
Определим оценку результатов труда (Р) каждого работника:
Р1 = 0,30 + 0,500 + 0,375 = 1,175;
Р2 = 0,30 + 0,500 + 0,375 = 1,175;
Р3 = 0,30 + 0,500 + 0,375 = 1,175;
Р4 = 0,30 + 0,40 + 0,30 = 1;
Р5 = 0,375 + 0,300 + 0,30 = 0,975.
Комплексная оценка (О комплекс.) определяется по формуле:
О комплекс = П* Оур. квал + Р* О слож, (4)
где П – показатель степени развития профессиональных и личных качеств работника, Оур. квал – показатель уровня его квалификации, Р – показатель результатов труда работника, О слож – уровень сложности выполняемых ими функций.
Определим комплексную оценку (Д) каждого работника по формуле (4):
О комплекс 1= 1,16*0,917 + 1,175*1 = 2,239;
О комплекс2 = 1,18*0,917 + 1,175*0,89 = 2,128;
О комплекс3 = 1,17*0,75 + 1,175*0,68 = 1,677;
О комплекс4 = 1,16*0,75 + 1*0,57 = 1,44;
О комплекс5 = 0,94*0,417 + 0,975*0,57 = 0,948.
Таким образом, наибольшую комплексную оценку имеют Першина и Кучишкина, наименьшую – Макеева.
Выводы:
На основании проведенной комплексной оценки управленческого персонала предприятия сделаем выводы о путях повышения эффективности его деятельности. Начнём с работника, получившего наименьшую оценку.
1. Макеевой Д.В., «аутсайдеру» аттестации необходимо повысить квалификацию. В данном случае следует организовать заочное обучение в профильном ВУЗе с полной компенсацией образования за счет организации, дополнительно Макеевой необходимо организовать тренинги и семинары с целью повышения квалификации.
2. Что касается «отличников» аттестации, первое, что необходимо сделать, это поощрить за хорошие результаты в виде премии.
3. Изменить уровень должностного клада управленцев, имеющих наиболее высокий уровень ложности выполняемых ими работ: Першина А.А., Воробьева К.С.
4. Воробьеву К.А. можно повысить до заместителя начальника отдела, т.к. она имеет высокую оценку профессиональных и личных качеств, необходимых для руководителя (профессиональная компетентность, способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, способность выполнять должностные функции самостоятельно).
5. Кучишкину А.С. также следует повысить до главного специалиста, т.к. она имеет высокую оценку профессиональных и личных качеств, необходимых для должности специалиста.
Приложение 1
Таблица 1
Степень достижения (проявления) признаков
Сотрудник | Степень достижения признаков, определяющих профессиональные и личные качества | Степень проявления признаков, определяющих результаты труда | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | |
1 Першина |
1,25 |
1,0 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
- |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
2 Воробьева |
1,25 |
1,25 |
1,0 |
1,25 |
1,0 |
1,25 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
3 Кучишкина |
1,25 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
1,0 |
1,25 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
4 Савенко |
1,25 |
1,0 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
5 Макеева |
1,0 |
1,0 |
0,75 |
1,0 |
0,75 |
1,0 |
1,25 |
0,75 |
1,0 |