Вклад различных школ в теорию управления
Таблица 1
Школа научного управления |
1 Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи 2 Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнение задач и обеспечения их обучения 3 Обеспечение работников ресурсами, требуемых для эффективного выполнения их задач 4 Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда 5 Определение планирования и обдумывания от самой работы |
Классическая школа управления |
1 Развитие принципов управления 2 Описание функций управления 3 Систематизированный подход к управлению всей организацией |
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук |
1 Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности 2 Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом |
Математическая школа управления |
1 Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей 2 Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающих решение в сложных ситуациях |
К работам, зафиксировавшим «кристаллизацию» западной модели менеджмента, относятся: «Основные черты промышленной администрации» А.Файоля (1916г.), «Принципы научного управления» Ф. Тейлора (1911г.) и «Двенадцать принципов производительности» Г.Эмерсона (1911г.)
Анализ этих трудов позволяет зафиксировать схему возникновения способа управления предприятием в модели западного менеджмента.
Таблица 2
Схема возникновения западной модели менеджмента
ИCХОДНАЯ МИРОВОЗРЕНЧЕСКАЯ ПОСЫЛКА Понимаемое как акция, операция, действие, приводящее к эффекту (исполнению) |
КОГНИТИВНАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ПРОГРАММА Изучение закономерностей проявления различных эффектов как результата действия на соответствующий элемент и формирование техник использования этих закономерностей как управления, позволяющего оптимальным образом получить требуемый эффект |
КОНКРЕТНАЯ ПРОБЛЕМА (МЕНЕДЖМЕНТ) Приложение полученных закономерностей и техник их применения к проблеме описания работы предприятия и управления им |
Ведущей мировоззренческой предпосылкой для западноевропейского типа рефлексии можно считать видение мира как проявление эффектов – детерминированных результатов действия. Это обусловило когнитивную и инженерную программу развития всего комплекса знаний и техник их применения.
Рефлексивные аспекты в западной модели менеджмента связаны с проявлением личной эффективности. Бытие, присутствие человека воспринимается через наличие некоторого эффекта, очевидно с ним связанного. Для владельца предприятие – средство проявления и максимизации того эффекта, через который он зафиксирует свое присутствие. Присутствие, бытие работника – это максимальное проявление того эффекта, ради которого человек был нанят. Именно такое отношение создало почву для появления «Принципов научного управления» Ф. Тейлора и этой работой было закреплено в модели.
Бросается в глаза аналогия получившейся модели с машиной. Это более характерно для Тейлора и в меньшей степени относится к представителям А.Файоля и Г.Эмерсона. Тем не менее четкая процедурность, подход к человеку как к детали, необходимой для обеспечения работоспособности машины – предприятия, характерен и для них. Все три автора описали одну и туже модель, акцентировав внимание на ее разных характеристиках. [ 7 с 29.]
В том, что именно из всего комплекса ощущений оказалось «кристаллизовано» в теоретических моделях, наиболее ярко проявились ментальные и этнические «фильтры восприятия». Работу «фильтров» можно видеть в том, какие модельные аналогии были использованы для формализации опыта.
Само мнение об отсутствии в России культуры управления – результат взгляда через «фильтр восприятия» западноевропейского суперэтноса (отсутствие воспринимаемых через эти «фильтры» эффектов явления выступает свидетельством отсутствия самого явления).
Пример: Существует Единая энергосистема России. Создание всесоюзной системы переливания крови. Все это можно отнести к выдающимся и осуществленным организационным проектам.
Россия обладает собственной культурой управления. Суть отличия – это изучение соединенности разных предпосылок, приводящих к явленности в полноте.
Схема возникновения отечественной модели менеджмента
Таблица 3
ИCХОДНАЯ МИРОВОЗРЕНЧЕСКАЯ ПОСЫЛКА ЛОГОС Выражаемые в действии как про (выступание к присутствию) –из (из потаенности) -ведение |
КОГНИТИВНАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ПРОГРАММА Изучение закономерностей проявления различных природных феноменов как результат взаимодействия различных стихий, формирование техник организации как разборчивого собирания различных стихий и управления как выявляющего обнаружения |
КОНКРЕТНАЯ ПРОБЛЕМА (МЕНЕДЖМЕНТ) Приложение полученных закономерностей и техник их применения к проблеме описания работы предприятия и управления им |
Можно однозначно указать источники, в которых описана модель, характеризующая отечественные подходы к менеджменту. Это работы В.Ульянова «Эмпириомонизм», «Технология» и «Наука об общественном сознании» А.А.Богданова. Для российской модели естественно понимание производства как произведения. В этой модели итоговый результат ставится в зависимость от полноты подготовки инфраструктурных предпосылок, обусловленных как усилиями людей, так и складывающимися обстоятельствами. Проявление результата обусловлено умением работников координировать свои усилия, воспроизводя «организационный опыт природы» в сознательной, планомерной производительной деятельности. Полнота квалификационных навыков, профессионализм включают в себя не только специальные умения, но и умение координировать свои усилия с другими участниками. Для такой модели естественно «идеологическое» обязание к действию, основанное на разделении общего интереса, понимании своей роли в достижении цели.
Доминантной традиционной российской модели является проблема синтеза интересов разных людей в общей целесообразности совместного действия. Предприятие, с этих позиций, - это группа людей, объединившихся, чтобы предпринять совместно действия, обусловленные разделяемой ими целесообразностью. В основе решения проблемы согласованности модель полагает осмысленное следование некоторой общей цели.