рефераты по менеджменту

Стратегическое планирование предприятия

Страница
3

Следовательно, основная задача стратегического планирования, как на отечественных предприятиях, так и на зарубежных фирмах состо­ит в обосновании важнейших целей и выработке правильной страте­гии долгосрочного развития. В современной теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах, которых каждое предприятие определяет свои главные цели. Это — положение организации на рынке, инновационная деятельность, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень ста­бильности, система управления, профессионализм персонала и социаль­ная ответственность. Как свидетельствует передовая отечественная практика, наиболее значимыми в рыночных условиях являются фи­нансовые цели, определяющие состояние платежеспособности и эко­номическую устойчивость предприятий. В табл. 3.1 приведена оценка основных целей по данным социологического опроса высших мене­джеров различных американских фирм.

Таблица 3.1

Ранжирование основных целей на современных фирмах

Наименование основных целей

 

Оценка цели  

Ранг  

%  

1. Прибыльность  

1  

89  

2. Рост  

2  

82  

3. Доля рынка  

3  

66  

4. Социальная ответственность  

4  

65  

5. Благосостояние работников  

5  

62  

6. Качество продукции и услуг  

6  

60  

7. Научные исследования и разработки  

7  

54  

8. Диверсификация  

12  

31  

9. Производительность  

8  

50  

10. Финансовая стабильность  

9  

49  

11. Ресурсное обеспечение  

10  

39  

12. Развитие системы менеджмента  

11  

35  

13. Превращение в международную компанию  

13  

29  

14. Консолидация  

15  

17  

15. Прочие цели  

14  

18  

Приведенные данные о ранжировании основных целей показывают, что и на американских, и на российских предприятиях в рыночных отношениях получение прибыли стало наиболее приоритетной задачей. Она служит важным условием достижения всех других целей, которые выдвигаются на первый план в разные периоды деятельности предприятий. Вместе с тем прибыль не должна заслонять собой многие другие цели развития или деятельности фирмы. Ведь еще Г. Форд заметил, когда главной целью предприятия является получение прибыли, а не производство полезных изделий, мы имеем дело с извращением его деятельности.

Выбор цели и стратегии развития предприятия составляет основу самостоятельной планово-управленческой деятельности менеджеров в свободных рыночных отношениях. При долгосрочном планировании предприятие может также использовать такие известные стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен и все остальные функциональные или целевые стратегии (маркетинговую, производственную, финансо­вую, конкурентную и т.д.). На российских предприятиях широкое рас­пространение имеет стратегия выживания, на зарубежных — завоева­ние лидерства на рынке и др. Каждое предприятие в ходе перспективно­го планирования должно само выбрать наилучшую стратегию развития или роста с учетом его реальных возможностей и достигнутых результатов на данном этапе экономической деятельности.

Прогнозирование производства конкурентоспособной продукции

В свободной рыночной экономике стратегическое планирование производственной деятельности предприятия ориентируется в основ­ном на удовлетворение всех потенциальных потребителей в своей продукции. Прогнозирование новой конкурентоспособной продук­ции — это систематическое проведение экономического анализа, вы­полнение плановых расчетов и принятие управленческих решений по всем функциям маркетинга, проектирования, организации производ­ства, реализации, обновления или замены производимых фирмой товаров и услуг. Стратегический план-прогноз позволяет каждому предприятию с необходимой точностью оценить свои потенциальные возможности, разработать соответствующие производственные программы на длительный период, скоординировать производство кон­курентоспособной продукции, поддерживая пользующиеся повышен­ным спросом или заменяя неэффективные товары.

Выбор перспективной продукции производится с учетом предпо­лагаемых показателей товаров и услуг как потребительского, так и производственного назначения. Потребительские товары предназна­чены для личного или домашнего использования, например телефон, пылесос и др. К потребительским услугам относятся: сдача товаров в аренду на определенный срок, ремонтные работы, юридические консультации и т.п. Товары производственного назначения приобретаются для использования в процессе изготовления другой продукции или при выполнении иной хозяйственной деятельности, а также для пе­репродажи другим потребителям, например, станки, готовые детали, материалы, сырье и т.д. Услуги производственного назначения связаны с эксплуатацией и ремонтом оборудования, уборкой и охраной помещений, управленческим консультированием и др.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту