рефераты по менеджменту

Стратегическое планирование предприятия

Страница
6

произ­водственным. Товар В имеет соответствующие оценки: 3,0; 1,5 и 2,0. Компания установила весовые значения: 4 — общим характеристи­кам 5 - маркетинговым и 3 - производственным. Тогда продукт А получает совокупную оценку 29,5 (2,5 • 4 + 3,0 • 3 + 1,5 • 3), а товар В — 25,5 (3,0 • 4 + 1,5 • 5 + 2,0 • 3). Из этого примера видно, что продукт В оказался более конкурентоспособным, поэтому его следует рекомендовать к долгосрочному производству.

Таблица 3.2.

Перечень оценочных показателей новой продукции.

Наименование показателей

Значение оценки

1. Общие показатели новой продукции

1.1. Потенциальная прибыль

1.2. Существующая конкуренция

1.3. Возможная конкуренция

1.4. Размер рынка

1.5. Уровень инвестиций

1.6. Возможность патентования

1.7. Степень риска

 

2. Маркетинговые характеристики товара

2.1. Соответствие возможностям фирмы

2.2. Воздействие на существующую продукцию

2.3. Привлекательность для рынков

2.4. Длительность жизненного цикла

2.5. Воздействие на образ товара

2.6. Устойчивость к сезонным факторам

 

3. Производственные характеристики продукции

3.1. Соответствие производственной мощности

3.2. Продолжительность времени до реализации

3.3. Простота производства

3.4. Доступность производственных ресурсов

3.5. Возможность конкурентоспособных цен

 

В процессе прогнозирования новой продукции могут быть исполь­зованы различные методы:

— экспертные оценки, основу которых составляет субъективное мнение высококвалифицированных специалистов-экспертов или эко­номистов-менеджеров различных уровней управления;

— экстраполяция, или статистические оценки, основанные на ана­литической обработке имеющихся данных об объекте прогнозирова­ния за прошлый период и распространении обнаруженных тенден­ций его развития на будущее время;

— моделирование, или экономико-математические методы, преду­сматривающие создание технических, структурных либо математических моделей, отражающих наиболее существенные закономерности поведения объекта прогнозирования в их тесном взаимодействии, как с внутренними, так и с окружающими факторами.

Прогнозирование конкурентоспособной продукции должно стать обязательной составной частью стратегического планирования на оте­чественных предприятиях. Надежность прогнозирования в значитель­ной мере определяется полнотой и достоверностью используемой исходной информации, а также применяемыми методами планиро­вания. Необходимо поэтому постоянно собирать, анализировать и корректировать имеющуюся на предприятии планово-экономическую информацию, на основе которой разрабатываются и уточняются са­мые различные прогнозы долгосрочного развития производственных систем.

В последнее время долгосрочное планирование конкурентоспособ­ной продукции ведется на наших предприятиях по двум направлени­ям:

1) создание и освоение производства новых изделий;

2) улучшение показателей качества выпускаемых товаров.

В план обычно включаются все новые и модифицируемые виды продукции, а также опытные образцы (партии) изделий серийного производства и головных изделий единичного производства на пред­стоящий пятилетний период.

Планирование развития потенциала предприятия

Важнейшая задача стратегического планирования в условиях рын­ка - обеспечить предприятию (фирме) возможности достижения необходимого преимущества перед другими конкурентами путем ис­пользования самых эффективных средств. Те предприятия и компа­нии, которые планируют и поддерживают высокий потенциал своего развития, как показывает опыт зарубежных стран, устойчиво оказы­ваются сильными, прибыльными и уважаемыми в мировом деловом сообществе. Чтобы фирма могла установить собственный долгосрочный конкурентный цикл развития, она должна расти быс­трее, чем повышается потенциал ее основных конкурентов.

Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность пока­зателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возмож­ности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности. Потенциал любого предприятия оказывает наибольшее влияние не только на конечные результаты вся кой его деятельности, но и на пределы экономического роста и структурного развития всей организации.

Однако ограничительное воздействие определенных пределов на целенаправленное развитие систем или индивидов, как показал в своих работах Р. Л. Акофф, может быть отодвинуто несколько дальше изменением желаний или технических возможностей, которые раз­двигают пределы необходимых усовершенствований. Ограниченные ресурсы ставят свои пределы только тогда, когда предстоит делать что-то такое, для чего требуется больше, чем доступно, этих ресурсов, а именно их и нет в достаточном количестве, а также нет подходящих заменителей. Ограниченный ресурс перестает быть таковым, если по­требность в нем уменьшается или если научиться его использовать с большей эффективностью. Из этого вытекает, что развиваться должны прежде всего сами люди — основной потенциал любой системы. Чем больше развита личность или система, тем меньше они ограни­чены ресурсами, тем выше их совокупный потенциал. Ограничение роста потенциала предприятия (фирмы) обычно заложено в их окру­жении, но главные ограничения их долгосрочного экономического» развития содержатся в них самих. Если выразиться иначе, то главные; пределы роста экзогенные, или внешние, лежат вне системы, а главные пределы развития — эндогенные, или внутренние, заложены в ней самой.

Выбор направления или стратегии развития потенциала предпри­ятия зависит в основном от состава, структуры и качества имеющихся экономических ресурсов, уровня конкурентоспособности производимых работ и услуг, существующего положения на рынке и предстоящих целей, например, выйти в лидеры, закрепиться среди конкурентов, избежать банкротства и т.п.

В современных рыночных отношениях все экономические ресурсы, составляющие основу развития потенциала любого предприятия или организации, как общепринято, подразделяются на две большие категории — материальные и людские и четыре основных вида земля, труд, капитал и предпринимательские способности.

Земля, или природные ресурсы, объединяет все вещественные факторы, которые природа предоставляет людям в виде полезных ископаемых, земельных угодий, лесных массивов, запасов воды, воздуха, тепла и др. Природные ресурсы играют важную экономическую роль в жизни людей, закладывают основы развития человека и производства, способствуют росту личного и национального богатства.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту