Рис.2.3 – Методика конкурсного отбора персонала при выборе «отбора» в качестве парадигмы конкурса
Методика конкурсного отбора персонала в случае «выборов», принятых в качестве парадигмы конкурса кандидатов на занятие вакантной руководящей должности, будет включать ряд этапов: 1. Создание конкурсной комиссии. Цель конкурсной комиссии проведения выборов на замещение вакантной должности будет той же – обеспечение мероприятий по объективной оценке кандидатов в соответствии с выделенными профессиональными, управленческими и другими параметрами оценки. Она и, соответственно, задачи комиссии будут одинаковыми для любой организационной формы конкурса.
Таким образом, основному этапу выборов кандидата на вакантную должность должны предшествовать предварительные выборы – членов избирательной комиссии.
2. Подготовка проведения выборов
На подготовительном этапе проведения выборов осуществляется ряд мероприятий (табл.2.3).
Таблица 2.3
Мероприятия подготовительного этапа при организации конкурса в форме выборов
№ |
Мероприятие по подготовке конкурса |
1. |
Принятие решения о необходимости проведения конкурса |
2. |
Создание конкурсной (избирательной) комиссии |
3. |
Разработка необходимого инструментария для проведения конкурса |
4. |
Создание организационно-технической группы по материально-техническому обеспечению основного и заключительного этапов конкурса |
5. |
Подготовка материалов к рассмотрению на заседании конкурсной комиссии |
6. |
Определение списка кандидатов на участие в конкурсе |
7. |
Утверждение окончательного списка конкурсантов (заседание конкурсной комиссии) |
3. Осуществление мероприятий основного этапа конкурсного отбора. На этом этапе непосредственно проводится сам отбор. При этом используются следующие процедуры для сбора информации о кандидатах:
- интервью;
- публичное выступление;
- опрос работников организации, клиентов, партнеров (результаты заносятся в анкету).
Результаты сбора информации представляются в избирательную комиссию.
На заключительном этапе конкурсная комиссия принимает решение о дальнейших мероприятиях конкурса (либо о допуске кандидатов к следующим испытаниям, либо о принятии кандидатов на должность) с публичным оглашением результатов.
Итак, на основе вышеперечисленных процедур выстраивается методика конкурсного отбора персонала на занятие вакантной руководящей должности при организации конкурса в форме выборов (рис.2.4).
Рис.2.4 - Методика конкурсного отбора персонала при организации конкурса в форме выборов
Для оценки эффективности предложенной методики конкурсного отбора персонала может быть использован ряд количественных показателей, характеризующих работу персонала, приступившего к работе в организации[4]:
§ уровень текучести кадров, особенно среди новых работников;
§ доля работников, не прошедших испытательный срок, от общего числа принятых на работу;
§ финансовые затраты на обеспечение поиска и отбора кадров;
§ уровень нарушений трудовой дисциплины среди новых работников;
§ уровень ошибок, допускаемых новыми работниками;
§ количество жалоб и претензий, поступивших по вине новых работников со стороны клиентов, фирм-партнеров.
Дополнительная информация о качестве используемой в организации системы отбора кадров может быть получена из трех источников: от самих кандидатов, от работников организации и от увольняющихся. С этой целью могут использоваться интервью, опросы, оценка эффективности работы.
Затраты – это обычно одно из основных соображений при организации процесса поиска и отбора кадров. В процессе поиска и отбора кадров организация может нести определенные финансовые потери. Прямые финансовые потери при ошибках отбора включают в себя различные расходы. Цена ошибки, допущенной при отборе, тем выше, чем сложнее и ответственнее работа, которую должен будет выполнять новый работник. Косвенные издержки трудно оценить, они связаны с потерями рабочего времени руководителей и специалистов на участие в процессе отбора кандидатов и обучение новых работников, которые впоследствии по тем или иным причинам не смогли закрепиться в организации. Одним из отрицательных последствий плохой организации найма и отбора является высокий уровень текучести кадров. Для оценки эффективности отбора персонала в ООО "Полярная звезда" соответственно предложенной методологии можно подсчитать затраты, необходимые для осуществления отбора, и сопоставить их с теми результатами, которые сможет достигнуть компания после привлечения в новых работников.
Таблица 2.4
Предварительная оценка затрат на отбор персонала в ООО "Полярная звезда"
№ п/п |
Наименование статьи затрат |
Сумма затрат, руб. |
1. |
Комиссионное вознаграждение рекрутинговой компании |
4500 |
2. |
Затраты на размещение объявления в газетах |
3000 |
3. |
Затраты, связанные с организацией процедуры конкурсного отбора |
20000 |
Всего |
27500 |
Таблица 2.5
Основные плановые показатели деятельности ООО "Полярная звезда" после приема на работу новых работников
№ п/п |
Показатель деятельности |
Значение в отчетном периоде (2006г.), тыс. руб. |
Плановое значение на 2007г., тыс. руб. |
1. |
Объем предоставленных туристических услуг |
19200 |
24600 |
2. |
Прибыль организации |
3100 |
4800 |
3. |
Затраты на подбор персонала |
- |
27,5 |
. |
Прибыль организации за вычетом затрат на подбор персонала |
4772,5 | |
5. |
Рентабельность деятельности, % |
16,14 |
19,5 |