Компании, которые преуспели в стагнирующих отраслях, придерживаются в основном следующих стратегий:
1) Ориентация на стратегию фокусирования путем выявления, создания и разработки растущих рыночных сегментов. Рынки в стадии стагнации или падения спроса, как и все другие рынки, состоят из множества сегментов. Часто один или более сегментов растут быстрыми темпами, в то время как отрасль в целом переживает застой- Проницательный предприниматель, который первый сконцентрирует свое внимание на самом выгодном сегменте, не только избежит спада в продажах и доходах, но и достигнет конкурентных преимуществ на целевом сегменте.
2) Ориентация на дифференциацию на основе улучшения качества и инноваций. Улучшенное качество или товарные новшества могут оживить спрос путем создания новых растущих сегментов или путем завоевания большего доверия у покупателей. Удачное новшество открывает путь для неценовой конкуренции. Дифференциация, базирующаяся на успешной инновации, дает еще одно преимущество: другим фирмам в течение определенного периода будет сложно и дорого самим разработать это нововведение.
3) Работать усердно и без перебоев, чтобы снизить уровень издержек. Когда рост объема продаж не приводит к росту доходов, компания может увеличить размер своей прибыли и доход от капиталовложений путем постоянного сокращения текущих расходов и увеличения производительности. Фирмы могут достичь сокращения уровня издержек за счет: 1) отказа от функций и видов деятельности, которые могут быть выполнены другими фирмами с меньшими затратами; 2) планирования внутренних процессов; 3) консолидации неиспользованных производственных мощностей; 4) использования большего количества сбытовых каналов для достижения объема продаж, необходимого для снижения уровня издержек; 5) отказа от мелких и дорогостоящих сбытовых точек; 6) выделения из цепочки ценностей прибыльных видов деятельности.
Оценка стратегии Подольского завода швейных машин в условиях спада (ОАО «Зингер»)
По поводу новейшей истории Подольского механического завода им. М, И, Калинина, он же ОАО «Зингер» (Россия) В середине 90-х российский «Зингер» был подобен той самой ненужной коробочке. Рынки промышленные и бытовых швейных машин упали: первый практически до нуля, а второй явно предпочи'1 ал импорт — либо очень качественную и дорогую продукцию европейского образца, либо дешевую китайскую технику Объемы производства стремительно сокращались, произошли массовые увольнения. Тем не менее директора заводов. входящих в ОАО «Зингер» (Завод бытовых швейных машин, Завод промышленных швейных машин, Литейный завод), не отказались от попыток его оживить.
Но дело в том, что ситуация на рынке швейных машин складывалась крайне тяжело для российсего производителя, иными словами, он был никому не нужен. Но не смотря на это руководство зпвода ни в коем случае не хотело.
Конечно, руководство брало кредит, даже у самой настоящей компании «Зингер» (США), но пользы это не принесло. Но тратили их не просто так, в машинки было внесено около 300 изменений, но и этого оказалось недостаточным для достижения конкурентноспособности.
В стремлении сохранить предприятие во что бьпо ни стало руководство стало делать вполне рациональные с экономической точки зрений шаги. Заслуга руководства состоит не только к привлечении иностранных партнеров, но и в решении разделить завод на самостоятельные экономические единицы. В результате, следуя примеру лягушки, попавшей в молоко, заводы начали барахтаться в новых экономических реалиях. Начались поиски заказов, и пошла диверсификация.
Скажем, Литейный завод. Его роль во внутризаводской кооперации — литье стани и деталей для швейных машин, В период малой востребованности по прямому назначению завод начал лить все подряд декоративные вазы решетки, детали для автомобилей, нефтяного оборудования. В частности. обновленная к 850-летию Москвы ограда Бульварного кольца — подольский продукт, часть продукции Литейного идет на экспорт в Германию для нужд тамошнего машиностроения. Последнее характеризует подольское литье положительно: немцы знают толк в качестве индустриальной продукции. Попутно, благодаря помощи партнеров, оснастились немецким оборудованием и освоили новые ноу-хау; так что теперь и для конечного продукта российского «Зингера» Литейный завод может выпускать более качественные детали и, главное, более экономичным способом.
Аналогичная история случилась и с цехом пластмасс в составе Завода бытовых машин: изначально предназначенный исключительно для изготовления корпусов для машин, теперь за счет непрофильной продукции (от мисочек до автомобильных деталей) он зарабатывает оборотные средства для основного производства.
Конечно, целые корпуса сдаются в аренду, не без этого. Но в подборе арендаторов есть определенная система, отвечающая основной цели: сохранить профиль предприятия. Дело идет к созданию тсхнопарка на избыточных в новых условиях площадях. На щадящих условиях уже предоставлено помещение одной инновационной фирме; она может быть весьма полезна основному производству. поскольку обладает технологией изготовления качественных пластмасс, придающих корпусу изделия неотличимый от импортного внешний вид.
Вот так предприятие подошло к кризису 1998 года. Известно, что для отечественной промышленности о целом кризис стал в некотором роле манной небесной, сведя конкуренцию импортной продукции к минимуму. К этому благоприятному моменту российский «Зингер» оказался подготовленным: модернизированным, с несколькими реконструированными цехами, с новой организацией труда и трудовой моралью.
Самое большой событие послекризисного 1999 года: ожил Завод проммашин. Воспрявшая отечественная швейная и кожга-лантерсйная промышленное предъявила наконец свой спрос. В течение прошлого года выпустили 2100 машин, хотя планировали на треть меньше, В 2000 году предполагается произвести около 4 тысяч. Среди покупателей примерно 60% — компании, созданные уже в пореформенный период.
Экспортные поставки ОАО «Зижер» планирует начать с литья для промышленных швейных машин. Затем —дополнить их поставками деталей после механической обра-богки. Всего на экспорт предполагается продавать до 25% выпускаемой продукции.
Шанс получила и бытовая швейная машинка «Чайка», модернизированная, конечно. Она стоит в два раза дешевле, чем самая дешевая имноржая, около полутора тысяч рублей. Делать может все, что. в принципе, нужно средней российской семье.
В принципе это один из лучших примеров того как выживали российские предприятия в условиях, когда невозможно выйти на рынок со своей основной продукцией.
Причём, данный пример не единственный. Например многие тракторные заводы шли примерно по такому же пути. То есть на первое место у них выходила стратегия диверсификации бизнесса и стратегия снижения затрат. Зарабатывая деньги и проводя модернизацию и создание новых товаров, многие заводы дождались свого звёздного часа. На «Зингер» потекли заказа от швёйной и кожгалантерейной промышленности, а на тракторные заводы потекли заказы от золотодобытчиков, шахтёров, нефтянников.