Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним окружением. Поэтому всякий план должен составляться с такой степенью точности, которую желает достичь само предприятие с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов. Следовательно, возможна любая степень точности планов, но при обеспечении допустимой эффективности производства. Главным образом она определяется применяемыми методами планирования. При оперативном или краткосрочном планировании требуется более высокая степень точности и плановых показателей, при стратегическим или долгосрочном можно ограничиваться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов.
Наряду с рассмотренными принципами необходимо использование на практике еще двух основных положений разработанного Р. Л. Акоффом [5] метода интерактивного планирования:
— принцип участия оказывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого: «Лучше планировать для себя не важно, насколько плохо, чем быть планируемым другими не важно, насколько хорошо». Смысл этого —увеличивать свои желания и способности и удовлетворять потребности как собственные, так и чужие. Планирование другими не может увеличить эти желания и способности, только собственное планирование дает такую возможность. Оно должно быть столь же радостным, сколь производительным;
—принцип холизма состоит из двух частей: координации и интеграции. Каждая из них относится к своему измерению предприятия, которое разделено на уровни, а каждый уровень на объекты, различающиеся по выполняемым функциям: выпускаемой продукции и обслуживаемому рынку.
Координация устанавливает, что деятельность любой структурной части организации нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня. Отсюда вытекает. что деятельность подразделений одного уровня следует планировать не только одновременно, но и во взаимозависимости с другими. Не важно, где возникают проблемы, решать их следует совместно с остальными.
Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. Стратегия или тактика, сформулированная на одном уровне предприятия, часто создает новые проблемы для других уровней. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.
Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.
Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование) к определение тактики реализации выработанной стратегии 1операгивное. или, что то же самое, тактическое планирование). Стратегическое планирование
Стратегическое планирование в общем виде представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь экономической системе достичь своих целей. Более детально стратегическое планирование характеризуется как процесс, в котором рациональный анализ сложившейся ситуации и будущих возможностей ведет к формулированию долгосрочных намерений, стратегий, целей, мероприятий с учетом возможных шансов и рисков [76].
С точки зрения технологии стратегическое планирование определяется как:
1) итеративный процесс, включающий в себя определение стратегических целей;
2) разработка стратегий по достижению поставленных целей;
3) распределение необходимых для реализации целей ресурсов. Стратегическое планирование призвано выявлять, анализировать и, насколько это возможно, прогнозировать экономическое, политическое, техническое и общественное окружение отрасли экономики туризм. Оно игнорирует детали, рассчитано на длительный срок, нацелено на рынок. Стратегическое планирование является связующим звеном между основополагающей стратегией и краткосрочным, детальным, оперативным планированием.
Реальные возможности развития, ресурсные ограничения, а также количественные и качественные последствия процессов можно оценить только на этапе перспективного долгосрочного планирования, которое носит прежде всего концептуальный характер и выражает стратегию развития туристской системы. Стратегическое планирование является единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и представляет собой систему «стратегия-прогноз», в которой определены главные цели и соответствующие им стратегические установки.
Сущность понятия «стратегическое планирование» применительно к рассматриваемой проблеме состоит в разработке целевых ориентиров развития туризма на конкретной территории и определении необходимых для их достижения ресурсов, формировании политики, направленной: на мобилизацию и рациональное использование этих ресурсов. При этом стратегическое планирование должно не только характеризовать основной путь перспективного развития, но и позволять модифицировать его или, если в этом возникает необходимость, осуществлять соответствующие коррективы.
Такой подход позволяет:
—получить представление о состоянии туристской системы и уровне решения существующих проблем на конкретный момент времени;
—спроецировать на будущее современные тенденции в развитии как туризма в целом, так и отдельных его элементов;
—наметить стратегические цели, к достижению которых должны стремиться субъекты управления;
—увязать поставленные цели с объемом и структурой всех видов ресурсов, требующихся для их достижения;
Стратегией не может быть простое определение желаемых целей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное - это еще не значит разработать стратегию. Стратегия должна исходить не из приятных мечтаний, а из реальных возможностей развития фирмы. Поэтому стратегия это прежде всего реакция организации на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности.
Обычно стратегическое планирование рассчитано на длительный период, хотя во многих организациях стратегия основывается на среднесрочном планировании (второй способ более приемлем для российских туристских фирм, действующих в условиях предельно высокой неопределенности). Вместе с тем стратегическое и долгосрочное планирование, как уже отмечалось, процессы неоднозначные. Стратегия — это не функция времени, а функция направления. Она не просто сосредоточена на определенном периоде времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития отрасли, территории, конкретной фирмы.
Ответственность за разработку стратегии несет прежде всего руководство экономической организации, поскольку стратегическое планирование требует высокой ответственности, масштабного охвата действий менеджером. Плановая команда обеспечивает стратегическое планирование аналитическим подходом к принятию решений о будущем фирмы.