рефераты по менеджменту

Планирование на предприятии. Классификация планов

Страница
2

Внутрифирменное планирование рыночной деятельности предпри­ятий предусматривает не только целостное рассмотрение ряда произ­водственно-хозяйственных, организационно-управленческих, финан­сово-экономических и многих иных проблем, но и ориентацию на будущее принимаемых решений. Поэтому всякое решение любой существующей проблемы в ходе планирования может рассматриваться как средство для достижения более отдаленного результата.

При планировании для определения высшей ценности ожидаемого близкого результата необходимо знать, какой исход или какая цель в конечном счете должны быть достигнуты на предприятии и в какой степени приближает к ним промежуточный планируемый результат. Воз­можность приближения к конечным результатам делает процесс пла­нирования важным показателем как степени продвижения к постав­ленным целям, так и меры внешней ценности любого промежуточного результата. Правильная оценка при планировании степени соответ­ствия итоговой плановой деятельности способствует обоснованному выбору не только важнейших экономических целей, но и необходимых средств для осуществления их в планируемом периоде.

Во всяком процессе планирования выбор основных целей и воз­можных средств или способов их выполнения тесно связаны и перепле­тены между собой. Выдвигаемые планово-экономические или иные внутрихозяйственные цели во многом влияют при имеющихся ограни­чениях и на выбор средств для их предстоящего осуществления. Вместе с тем не менее очевиден и тот факт, что имеющиеся в распоряжении предприятия производственные ресурсы, технологические средства и финансовые возможности оказывают воздействие также и на определе­ние стратегических или тактических целей его развития. Наше пред­ставление о возможных финансовых исходах или, точнее говоря, о фи­нансовом состоянии предприятия влияет на обоснование тех важнейших или приоритетных экономических целей, к которым следует стремиться при планировании их производственной деятельности. На современном этапе развития большинства предприятий туризма главной целью пла­нирования является получение максимальной прибыли. А основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных спо­соба роста доходов предприятия: за счет экономного расходования при­меняемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй — на повышение результатов производства.

В процессе планирования необходим комплексный, системный под­ход к решению возникающих на предприятии производственно-эконо­мических и всех иных проблем. Формулировка производственных це­лей и выбор экономических ресурсов, направленных на достижение требуемых рынком плановых показателей или задач, представляет пер­спективное планирование или комплексное решение будущих проблем. В связи с этим внутрифирменное планирование подразумевает, что ни одна производственная или предпринимательская проблема не должна рассматриваться изолированно друг от друга и каждая из них формулируется с учетом ее принадлежности к системе или множеству взаимо­связанных задач или целей, выступающих на каждом предприятии как-единая экономическая система. Следовательно, рыночное планирова­ние внутрихозяйственной деятельности на различных предприятиях и в фирмах состоит в разработке вариантов желаемого будущего и на­хождения путей более эффективного приближения к нему.

Любой план, как текущий, так и перспективный, должен быть осу­ществимым, жизнеспособным и гибким к внутренним и внешним изме­нениям производственной рыночной системы и ее окружения. Рыноч­ный план развития предприятия должен быть наилучшим из возможных в данных условиях вариантов, способным легко претерпевать любые предстоящие изменения внутрифирменной деятельности. Он может не­прерывно пересматриваться под влиянием новых рыночных требова­ний, вновь полученной нормативной информации, приобретения науч­ных знаний и производственного опыта, появления новых плановых проблем и выбора новых экономических целей [15].

Планирование в условиях рынка также служит основой осуще­ствления множества разнообразных экономических, организацион­ных, управленческих, социальных и многих других функций, харак­теризующих степень развития современного производства. Механизм их взаимодействия требует объединения в общий комплексный план или единую плановую систему соответствующих целей и средств их достижения. Например, при планировании различных экономических показателей перспективной деятельности предприятия следует наибо­лее полно использовать существующую систему прогрессивных нор­мативов, передовых стандартов, научных положений и экономиче­ских целей.

Основные экономические функции и формируемые цели каждого пред­приятия должны в процессе планирования его развития достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.

Планирование внутрифирменной деятельности является на пред­приятии одной из важнейших функций управления производством. Применяемая в современном менеджменте классификация общих управленческих функций была впервые сформулирована его основате­лями Ф. Тейлором, А. Файолем, Г. Эмерсоном и дополнена многи­ми зарубежными и отечественными учеными. Она представляет собой систему организационно-управленческих функций, каждая из которых непосредственно относится к плановой деятельности всех фирм и пред­приятий: обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов, координа­ция работ, мотивирование деятельности, контроль хода работ, оценка результатов, корректировка цели, изменение планов и т. п.

Во внутрифирменном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития. Рыночное планирование по существу является процессом синтеза, результатом которого всегда становится некоторая прогнозируемая система, характеризующая совокупность взаимосвязан­ных частей единого хозяйственного комплекса. Оптимальный внутри­фирменный план в наиболее полной степени отражает свойства, функ­ции и цели всего предприятия. Всякая целостная система всегда обладает свойствами, которые отсутствуют у ее частей. Поэтому комплексный внутрихозяйственный план предприятия, представляющий собой научно обоснованную систему решений совокупности производственных, тех­нических, экономических, социальных, финансовых и иных функций и проблем, может быть реализован, даже если ни однЛи его частей, рас­сматриваемых порознь, неосуществима. Нереальные на этапе планиро­вания решения могут взаимодействовать таким образом, что они дадут в будущем вполне достижимую систему планируемых решений.

Внутрифирменное планирование в условиях рыночной экономи­ки — это процесс непрерывной творческой деятельности, научно обо­снованная система свободного выбора основных видов продукции и услуг предприятия, важнейших экономических и социальных целей его перспективного развития, наилучших технических средств и орга­ орга­низационных способов решения выдвинутых перспективных целей и задач. Оно позволяет каждому предприятию планировать и соизмерять свои затраты и результаты, нормы расходуемых ограниченных ресурсов и получаемых совокупных доходов на всех стадиях хозяйствования и уровнях управления. В свободных рыночных отношениях предприя­тий основные функции внутрихозяйственного планирования получили в настоящее время свое дальнейшее развитие и расширение: от технико-экономического обоснования отдельных разделов и частей плана до разработки новых комплексных бизнес-планов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту