рефераты по менеджменту

Планирование на предприятии. Классификация планов

Страница
3

Предмет и метод внутрифирменного планирования

Современное внутрифирменное планирование заключается в опре­делении будущего желаемого состояния всего предприятия, отдельных производственных систем, экономических показателей или иных конеч­ных результатов и тех целесообразных решений, которые необходимо осуществить, чтобы вывести объект или фирму из существующего поло­жения в новое предполагаемое или планируемое. Механизм внутри­фирменного планирования основывается на взаимодействии процессов микроэкономического исследования настоящего состояния предприятия и моделирования прогнозируемого уровня его развития в будущем. По­этому в сам процесс планирования входят выбор целей и установление требуемых путей их достижения. На первом этапе на основе анализа фактических или исходных данных определяется желаемое состояние пла­нируемого объекта или системы, выраженное в качественных или коли­чественных показателях и характеристиках уровня его дальнейшего раз­вития. На этой базе в дальнейшем осуществляется проектирование или непосредственное планирование комплекса технических, организацион­ных, экономических и других мероприятий, с помощью которых будет обеспечиваться их выполнение на предприятии [15].

Процесс планирования проходит обычно несколько стадий или этапов. В европейском бизнесе принято выделять четыре основных этапа, или уровня, планирования: разработка общих целей, опреде­ление конкретных задач, выбор основных путей и средств их дости­жения, контроль за их выполнением. Планирование всегда опирается на фактические и нормативные данные настоящего или даже прошло-. го периода (при условии их соответствия современным требованиям), но стремится установить и контролировать процесс развития пред­приятия как в будущем, так и в настоящем времени. Степень обосно­ванности любых планов во многом зависит от достоверности исход­ных показателей, характеризующих достигнутый уровень развития отдельной фирмы (предприятия). Поскольку каждое предприятие яв­ляется лишь небольшой частью общей рыночной системы или эконо­мики страны в целом, постольку для планирования его деятельности необходимо иметь как можно больше точных микроэкономических и макроэкономических показателей. В большинстве случаев общие по­казатели рынка или основные макроэкономические факторы, допус­тим темпы развития (роста), могут служить исходными данными для планирования внутрифирменной деятельности различных предприя­тий и их подразделений. Сложность рыночного планирования состоит в том, что некоторые макроэкономические процессы, например кри­зисы, забастовки, вообще не поддаются точному планированию. Мно­гие микроэкономические показатели, характеризующие рынок в це­лом, деятельность конкурентов, объемы спроса и другие, также не обладают высокой степенью достоверности и точности. Отсюда вы­текает, что любое внутрифирменное планирование в условиях рыноч­ной экономики базируется, как правило, на неполных данных. Это предполагает не только объективную необходимость контроля за вы­полнением планов, но и возможность корректировки тех или иных плановых показателей.

В современном отечественном производстве (в том числе и в туриз­ме) планирование внутрифирменной деятельности предприятий служит основой таких важнейших функций менеджмента, как организация, учет, контроль, регулирование и стимулирование. Оче­видно, что данные функции определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности фирм и других предприятий, но и, главным образом, объект внутрихозяйственного планирования. Основ­ными объектами изучения внутрифирменного планирования выступают все существующие хозяйствующие субъекты, коммерческие организа­ции и юридические лица, главной целью которых является извлечение прибыли из своей производственной и хозяйственной деятельности.

Методология внутрифирменного рыночного планирования охва­тывает совокупность теоретических выводов, общих закономерно­стей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов раз­работки планов. Методика планирования характеризует состав при­меняемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержа­ние, форму, структуру и порядок разработки внутрифирменного пла­на. Процесс разработки комплексного плана социально-экономиче­ского развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламен­тирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснования его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделе­ний, функциональных органов и плановых служб в совместной по­вседневной деятельности. Методология, методика и технология выпол­нения плановой деятельности на различных предприятиях и фирмах в наиболее полной мере определяют в целом и предмет внутрифирмен­ного планирования [15].

Содержание планирования и виды планирования

Содержание внутреннего планирования и всей рыночной экономи­ки в целом включает в себя следующие вопросы:

1. Какую продукцию, товары или услуги следует производить на предприятии?

2. Сколько продукции или товаров выгодно предприятию произво­дить и, какие экономические ресурсы следует использовать?

3. Как эту продукцию (услугу) надо производить, какую техноло­гию применять и как организовать производство?

4. Кто будет потреблять производимую продукцию (услугу), по ка­ким ценам ее можно продавать?

5. Как предприятие может приспособиться к рынку и, как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?

Все виды внутрифирменного и корпоративного планирования мо­гут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обо­снования, время действия, сфера применения, стадии разработки, сте­пень точности и др.

1. По содержанию планов следует выделять такие виды внутрен­него планирования, как: технико-экономическое, оперативно-производ­ственное, организационно-технологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнес-планирование и др. Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты и т. д.

2. По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать такие виды внутреннего планиро­вания, как фирменное, корпоративное или иные системы планов, отно­сящиеся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяй­ственной организации. На среднем уровне управления это цеховая система планирования, на нижнем — производственная или оперативно-производственная, которая, как правило, охватывает отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место и т. д.).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту