Введение
Актуальность темы. В ходе либерально-демократических реформ произошел глубокий спад производства, повлекший сокращение государственных органов, на которых была возложена организация управления сферой трудовых отношений. В образовавшийся вакуум ворвались методологии Запада, увеличились масштабы разработок на эту тему в структурах правительства на федеральном и региональном уровнях, научных, координирующих и образовательных центрах.
Однако опыт Запада, нашедший отражение в трудах Р. Фишера, А. Бергсона, П. Самуэльсона, Р. Маскгрейва и других ученых в области государственного воздействия на распределительные отношения плохо адаптирован к российским условиям и входит в противоречие с российскими традиционными ценностями и реалиями экономической среды.
Общей тенденцией на протяжении последних лет стало снижение степени и эффективности проводимой государственной политики на рынке труда, потеря не только управляемости процесса становления новых трудовых отношений, но и резкое снижение информированности о происходящих в экономике и сфере занятости процессах, низкая эффективность государственных служб занятости населения.
Самое сложное - понять, какова роль государства на современном рынке труда в отношении большинства граждан, с одной стороны, и работодателей, с другой. Должно ли государство отвечать за создание рынка труда, его инфраструктуры в условиях перехода от административной к рыночной экономике? В какой степени рыночный механизм является ответственным за потребительскую ориентацию прогресса, в том числе в сфере публичного управления. Кроме того, наступившая информационная эпоха актуализировала разработку новых подходов к пониманию места и роли государства и каждого гражданина в системе публичных отношений.
Однако до сих пор практически вне поля зрения законодателей и ученых остаются многие явления современной экономической жизни, в сфере занятости в том числе, которые уже не могут быть определены с помощью традиционного правового и научного инструментария. Это относится, например, к статусу таких категорий, как «сетевая экономика», «виртуальный рынок труда», «занятость в интернет-экономике», «телеработа» и других понятий, возникших в эпоху развития информационных технологий.
Цель работы - изучить основные тенденции в государственном управлении сферой труда на современном этапе, определить цели и задачи служб занятости, их роль в регулировании рынка рабочей силы на региональном уровне.
На примере службы занятости г. Челябинска в данной курсовой работе исследуются основные тенденции и возможности совершенствования государственного регулирования рынка труда.
Теоретической и информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов, в чьи научные интересы входит изучение и анализ развития сферы трудовых отношений и вопросы участия государства в регулировании рынка труда, материалы периодической печати, законодательные и нормативные акты Российской Федерации в сфере занятости населения, федеральные и региональные программы социально-экономического развития, информационные материалы Госкомстата РФ, а также материалы о деятельности
Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
Рынок труда исследователи определяют как совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи специфического товара - рабочей силы; рынок, на котором совершается обмен труда на заработную плату.[1]
Рабочая сила - это:
а) способность человека к труду;
б) совокупность умственных и физических способностей человека, которые используются им в процессе производства жизненных благ;
в) общее количество работников в стране;
г) часть населения, включающая занятых, самозанятых и ищущих работу (безработные).[2]
Другими словами, рынок труда - это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.
Сегодня на рынке труда существуют три основных агента: предприниматели, профсоюзы и государство. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.[3]
Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная незанятость экономически активного населения.
Причины данного явления разнообразны. Во-первых, структурные сдвиги в экономике; во-вторых, экономический спад или депрессия; в-третьих, неэффективная политика правительства или профсоюзов в области труда; в-четвертых, сезонные изменения в уровнях производства в отдельных отраслях экономики; изменения в демографической структуре населения - это в-пятых (см. рис. 1).
Рис.1.
Безработица – это превышение предложения труда на спросом на труд.[4]
Основные формы безработицы:
Фрикционная. Причина данной формы безработицы состоит в том, что люди и рабочие места неоднородны, и поэтому требуется определенное время для их поиска;
Структурная безработица связана с изменениями в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов, и в частности ресурсов труда.
Циклическая безработица связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.
Наконец, скрытая безработица, которая наиболее характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего дня, либо отправляют в неоплачиваемые вынужденные отпуска.
В 60-е годы ХХ века М.Фридмен и Э.Фелпс выдвинули теорию «полной занятости» и «естественного уровня безработицы».
Полная занятость – поддержание доли незанятых в размере 5,5 - 6,5% от общей численности рабочей силы. Эти показатели могут колебаться в разных странах, но во всех случаях полная занятость не означает ее 100% использования.
Естественный уровень безработицы - это уровень безработицы при полной занятости, соответствующий потенциальному ВВП.
На величину естественной безработицы влияют многие факторы: демографический фактор; сложившийся уровень заработной платы; воздействие профсоюзов и др.[5]