Введение.
Одним из главных показателей развития научной и технологической сфер является технологическая конкурентоспособность. Достаточно высокий научный и технологический потенциал обеспечивают формирование современной инновационной системы. Но в России пока этот потенциал не обеспечивает формировании инновационной системы.
Поэтому возникает важный вопрос о формировании инновационной политики в России.
Цель работы рассмотреть инновационную политику России.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть инновационную политику в научной среде.
2. Рассмотреть инновационную политику в предпринимательской среде.
3. Охарактеризовать технологические инновации.
4. Описать механизмы передачи знаний.
Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Структура российской науки, показатели которой выглядят достаточно благополучно, продолжает соответствовать мировым стандартам. Сумма долей в общей численности исследований государственного сектора и сектора высшего образования в России в 2002 году составляла 33.8%. соответствующий показатель по ОЭСР в 2000 году был равен 33%. Существенная доля научных статей в изданиях мирового значения в России (63,5%) приходится на такие науки, как физика и химия. В США указанные науки давали в сумме 18%. Высокая доля публикаций по физике и химии в России во многом является результатом низкой доли публикаций в области медицины и биологии.
В то же время доля затрат российского федерального бюджета на НИР в сфере производства самая высокая среди стран «восьмерки» и в три раза превышает аналогичный показатель в США.
Однако несмотря на это в России довольно низкий инновационный потенциал. Коэффициент изобретательской активности – количество поданных резидентами заявок на изобретения на 1 миллион человек – в нашей стране примерно в 3-4 раза ниже, чем в Германии и США, и в 18-19 раз ниже по сравнению с Японией.
В России изобретательская активность падает по мере приближения к концу научно-технологической «цепочки». В структуре затрат опытно-конструкторские работы занимают 67% - больше, чем во многих развитых странах. Но количество действующих патентов на изобретения в 2002 году более чем в 7,5 раза превосходило число свидетельств на полезные модели.
Наша страна существенно отстает от развитых стран по доле затрат на исследования и разработки в ВВП. Доля затрат на науку в ВВП в 2002 году составила 1,16%, что примерно вдвое меньше среднего показателя по ОЭСР. Но здесь важно отметить то, что в промышленно развитых странах львиную долю расходов на НИР берет на себя промышленность, а у нас предпринимательский сектор обеспечивает только 19,6% общих расходов на науку.
В промышленно развитых странах для достижения государственных целей при взаимодействии государства, науки и промышленности используются три основных инструмента.
Первый – государственный контракт, который применяется, если приобретение государством результатов НИР приносит ему непосредственную выгоду или пользу.
Второй, наиболее распространенный инструмент, - грант. Он лицензирует иную форму отношений между государством и научно- исследовательским сектором, а именно – поддержку или стимулирование государством научных исследований и разработок – финансами, собственностью, услугами.
Именно эту форму используют наши научные фонды – Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ).
Третий, очень важный институциональный инструмент – кооперативное соглашение. В нем государству принадлежит право контроля за проведением работ, четко распределяются права и вклад участников соглашения.
В нашей стране доминирует доктрина прямой поддержки прикладных исследований и разработок. На масштабы проведения исследований и разработок в предпринимательской среде существенное влияние оказывает применение методов косвенного стимулирования инвестиций в научно-исследовательскую деятельность. Эти методы, получившие широкое распространение в мире, включают: налоговые послабления; займы по сниженным процентным ставкам; финансовую поддержку процессов лицензирования государственных научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений.
Для ориентации научно-технического сектора на решение задач инновационного развития страны требуется проведение ряда мер. Выделим среди них наиболее важные:
· Необходимо разработать правовую и институциональную базу использования государственных контрактов, грантов и кооперативных соглашений; определить границы использования разных институциональных инструментов; разработать стандарты независимой научной экспертизы и принять их в качестве юридической формы.
· Необходимо реформирование программирования в зонах традиционной ответственности государства.
· Приведение системы финансирования государственных научных организаций в соответствие с осуществляемой ими деятельностью.
· Оценка качества научно-исследовательской деятельности организации должна производиться исходя из двух критериев – качества проводимых НИР и их соответствия проблемной ориентации организации.
В России вес организаций, занимающихся инновационной деятельностью, составляет 8,5% (в промышленности – 7,1%). Только 4% продукции является инновационной. Это следствие низкого уровня предпринимательской активности в области инноваций. В странах ОЭСР доля инновационно активных предприятий находится в диапазоне от 25 до 80%.
Основные ресурсы инновационной деятельности сосредоточены в организациях частной либо смешанной форм собственности.
В области технологических инноваций прослеживается тенденция снижения уровня инновации с ростом размера предприятия. В «усредненных» организациях-гигантах (более 1000 занятых), доля инновационной продукции в три с половиной раза меньше, чем в малых (до 49 занятых) организациях. Инновационная активность малых организаций с численностью работников до 49 и с 50 до 99 человек составляла соответственно 7,04 и 7% в 2002 году при средней доле инновационно активных предприятий по России 8,5%.
Поэтому государственная политика по созданию условий для увеличения масштабов инновационной деятельности российских предприятий должна быть дополнена рядом направлений. А именно:
· Необходимо улучшить условия хозяйствования для формирования оборотных средств, снижения общего уровня налогообложения, укрепления правовой базы и правоприменительной практики.
· Проводить санацию производственных мощностей, ориентирующих предприятия на отказ от неиспользуемых производственных площадей и оборудования.
· Проводить технологический аудит предприятий для оценки их возможности развивать собственную технологическую способность.
· Необходимо уделять внимание развитию информационной инфраструктуры и профессионального инновационного менеджмента.
Все перечисленные меры в научной среде и предпринимательской среде помогут развитию инновационной деятельности в этих областях.