Технологическая политика государства создает рыночные стимулы для формирования национальными частными компаниями инновационно ориентированной стратегии.
Создание государством условий для свободного доступа национальным компаниям к результатам фундаментальных исследований является огромным по значению и стоимости вкладом в повышение их конкурентоспособности.
Важна также поддержка со стороны государства системы образования и подготовки (а также в некоторых случаях переподготовки) специалистов.
В инновационно ориентированной экономике интеллектуальный капитал играет решающую роль в реализации новых технологий и достаточно глубокой технологической реструктуризации производства.
Четкое разделение функций различных секторов при вкладе в общее стратегическое развитие положено в основу структуры расходов на исследования и разработки (ИР). Наибольшее количество новых технологических разработок финансируется частными компаниями, наименьшее – вузами и правительственными учреждениями. Преобладающим источником финансирования ИР практически во всех странах являются промышленные компании (72,4% - в Японии и Южной Корее, 70,2% - в Финляндии, 68,2% - в США), они в основном и осуществляют исследования и разработки (75,3% - в США, 75,1% - в Швеции, 74% - в Южной Корее, 71% - в Японии). В менее развитых странах правительство финансирует наибольший объем ИР (в Мексике – 65,3%, в Турции 47,7%), а основные исследования осуществляются в университетех (38,6% и 55,3% соответственно).
Кроме непосредственного участия в финансировании наиболее затратной части инновационного процесса, государство стремится стимулировать и сами компании к инвестированию средств в инновационную деятельность.
В России в 2000 году расходы на исследования и разработки, осуществляемые из всех видов источников (частные компании, правительство, высшие учебные учреждения, негосударственные организации), были в 25 раз меньше, чем в США, в 9,2 раза меньше, чем в Японии, в 5 раз меньше, чем в Германии и почти в 4,8 раза, чем в Китае. Разработка и внедрение новых технологических решений в России пока еще не являются источником экономического роста и повышения конкурентоспособности на мировом рынке.
Таблица 1
Структура расходов на исследования и разработки в России (в %)
1994г. |
1995г. |
1996г. |
1997г. |
1998г. |
1999г. |
2000г. | |
Фундаментальные исследования |
9,3 |
15,7 |
15,8 |
17,7 |
16,1 |
14,2 |
13,4 |
Прикладные исследования |
33,4 |
18,1 |
16,2 |
16,8 |
16,1 |
17,4 |
16,4 |
Разработки |
57,3 |
66,2 |
68,0 |
65,5 |
67,0 |
68,3 |
70,2 |
В 2000 году в структуре ИР преобладали расходы на разработки – 70,2% общего объема финансирования на ИР, на прикладные исследования – 16,4%, на фундаментальные – 13,4%. В структуре расходов на ИР доля фундаментальных исследований повысилась, а прикладных – снизилась по сравнению с 1994 годом.
Российские промышленные компании в 2000 году финансировали 32,9% расходов на ИР, правительство – 52,8%.
К недостаткам российской инновационной политики надо отнести и то, что в самих регионах практически отсутствует финансирование инновационной деятельности. В 1999 году из бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов на технологические инновации было выделено всего 0,3% (в 1995 году – 2%).
Для формирования инновационной экономики необходимо изменить структуру национального производства, повысить степень участия страны в международном разделении труда, осваивать новые рынки. При этом конкретные действия менеджеров будут играть определяющую роль. Подготовка высококвалифицированных менеджеров, создание сети профессиональных региональных команд, оценка специфики национальной экономики в России с точки зрения ее инновационных особенностей и перспектив являются, на наш взгляд, наиболее важными задачами инновационной политики на современном этапе.
В России в результате действия государства появились новые институциональные структуры с целью развития инновационной системы. Создана система государственных научных центров (ГНЦ). Сегодня в нее входят: 58 организаций, трудятся более 81 тысячи человек, в том числе около 1800 докторов и 8500 кандидатов наук; 63 инновационно-технологических центра (ИТЦ). На базе наиболее мощных ИТЦ создаются инновационно-промышленные комплексы (ИПК). Существуют технопарки, действуют наукограды. Наибольшую склонность к кооперации проявляют поставщики оборудования, материалов, компонентов, программных средств (примерно 8 проектов на одного участника), потребители продукции (6,5 проекта), научно-исследовательские организации ( 4,3 проекта), партнеры в составе группы, то есть внутри образованных союзов и объединений (3,6 проекта). Высшие учебные заведения занимают предпоследнее место по стремлению к кооперации (2,4 проекта).
В России практически отсутствует рынок интеллектуальной собственности, с процессами передачи которой во многом связано развитие инноваций, хотя имеется значительный задел готовых результатов научно-исследовательской деятельности в виде патентов, лицензий. Общее количество зарегистрированных договоров на использование изобретений (лицензионных и об уступке на изобретение) в 2002 году составило 2022, то есть 12,8%. В первую тройку лидеров торговли промышленной собственностью с 1997 по 2002 года устойчиво входили медицина, химия и нефтехимия. Попеременно в тройку лидеров торговли включались – машиностроение, станкостроение, производство инструментов, легкая и пищевая промышленность.
Для совершенствования процессов передачи интеллектуальной собственности и повышения коммерческого эффекта исследований и разработок, финансируемых из бюджета, целесообразно провести ряд мер. В первую очередь необходимо унифицировать и упростить патентные процедуры, правила передачи и управления интеллектуальной собственностью, созданной в результате проведения НИР на бюджетные средства. Требуется четкая регламентация процессов трансфера технологий, создаваемых на средства государства, в отрасли промышленности.