- некоторым руководителям подчиняется более семи человек (организационная структура считается эффективной, если каждому руководителю подчиняется не более семи человек. Семь – оптимально эффективное число. С этой точки зрения организационная структура НГТС далеко не эффективна);
- большое количество элементов и уровней в организационной структуре НГТС приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является медленная передача и переработка информации из-за множества согласований (как по вертикали, так и по горизонтали) и снижение эффективности процесса управления;
- невосприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно-технического и технологического прогрессу;
- закостенелость системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления, обязанными строго следовать правилам и процедурам.
Недостатки этой структуры вытекают, в основном, из принципа единоличного принятия руководителем управленческих решений, так как: для принятия качественных и эффективных решений от него требуется всесторонняя компетенция по всем функциям к аспектам объекта управления. В современных условиях недостатки этой структуры перевешивают ее достоинства.
В случае ликвидации двойного подчинения данная организационная структура будет иметь следующие преимущества:
- четкая система взаимных связей функций и подразделений,
- четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих, руках, руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель:
- ясно выраженная ответственность;
- быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих;
- четкое обеспечение согласованности действии исполнителей.
Любая организация находиться и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случаи, если среда допускает его существование. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть и источником проблем и даже гибели организации в том случаи, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Внешняя среда является источником питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой которое позволяло бы, ей поддерживать ее потенциал на уровне необходимом для достижения ее целей и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Внешняя среда.
Внешняя среда рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем.
§ Макроэкономическая подсистема
§ Непосредственное окружение
Макроэкономическая подсистема создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации.
Основные показатели финансово-экономического развития отрасли связи за 4 года представлены в таблице 1.
Показатель | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Валовой доход, млрд. руб. | 76,1 | 101,9 | 144,9 | 202,9 |
Валовой доход (выручка) от реализации услуг традиционными операторами | 55,1 | 73,9 | 97,1 | 122,3 |
Уровень рентабельности, % | 1,7 | 15,8 | 22,8 | 19 |
Освоенные капвложения, млрд. руб. | 8,1 | 15,4 | 25 | 37,5 |
Ввод номерной емкости АТС, млн. № | 1,8 | 1,4 | 1,5 | 2 |
Доля альтернативных операторов электросвязи», % | 26,5 | 33 | 43 | 47 |
Предоставлено услуг, млрд. руб. | 68,2 | 87,9 | 140,7 | 186 |
Плотность телефонной сети, ТА/100 чел. | 20,6 | 21,4 | 21,9 | 23,3 |
Таблица 1 - Основные показатели развития отрасли за 4 года
Проанализировав основные социально-экономические и технико-экономические показатели, можно отметить, что в 2002 г. ввод некоторых основных производственных мощностей по сравнению с 2001г. значительно упал, это объясняется последствиями финансового кризиса. Однако социально-экономические показатели развития отрасли показывают, что большинство организаций связи успешно справились с этими негативными факторами. На конец 2002 г. телефонная плотность превысила показатель 2001 г. на 3,5 %. Рост доходов отрасли за 2002 г происходил в основном за счет развития средств связи и в меньшей степени за счет введения новых тарифов на услуги. Услуг связи оказано на сумму 87,8 млрд. руб. Рост на 34%. Рентабельность отрасли составила 15,8%.
В условиях обострения финансово-экономической ситуации в стране электросвязь обеспечила стабильное функционирование средств связи и продолжение развития и модернизации сетей общего пользования. Объем отечественных инвестиций за счет всех источников финансирования составил в 2002 г. 131,1 % к 2001г. В 2000 г. инвестиционный климат резко изменился. Индекс рынка вырос почти на 40 %. Резко повысилась активность инвесторов.