Средние и крупные фирмы обычно специализируются на торговле товарами предприятий одной или нескольких отраслей. Они вкладывают средства в серьезные исследования рынка, рекламные кампании, создание сбытовых сетей и систем технического обслуживания, что часто не могут себе позволить мелкие фирмы. Средние и крупные фирмы сами определяют обслуживаемый ими круг поставщиков и покупателей, коммерческие операции с которыми способны обеспечить стабильную и достаточно высокую прибыль. Если новые поставщики или потребители обратятся с предложением о сотрудничестве, то такие фирмы, оценив ситуацию на рынке, могут принять наиболее выгодные заказы на сбыт или приобретение товаров.
Независимые коммерческие фирмы выполняют посреднические функции обычно за счет своих клиентов, т. е. поставщики сами финансируют разработку, изготовление и поставку своих товаров, выплачивая посредническим фирмам вознаграждение из полученной выручки. Покупатели также финансируют коммерческие операции, вознаграждая фирмы за выполнение заказов.
Если исследование рынка показывает перспективу роста спроса на определенные виды товаров, коммерческие фирмы ориентируют на этот сегмент рынка своих традиционных поставщиков. Если крупная коммерческая фирма заинтересована в содействии сбыту или приобретению определенных товаров, она может авансировать рекламные кампании, кредитовать расходы по обращению товаров, а также финансировать их разработку и изготовление. Таким образом, чем крупнее коммерческая компания, тем большими она обладает возможностями, с одной стороны, воздействовать на увеличение спроса, а с другой — стимулировать производство наиболее перспективных товаров. В Российской Федерации даже крупные коммерческие фирмы, действующие на внутреннем рынке, пока работают в основном односторонне, ограничиваясь стимулированием спроса. Только некоторые, наиболее крупные акционерные общества имеют возможность финансировать производителей, привлекая для этой цели кредиты.
Коммерческие фирмы, выполняющие оптовые посреднические функции с выходом на внутренний и внешний рынки, обычно создаются в форме обществ с ограниченной ответственностью либо в форме закрытых или открытых акционерных обществ.
Товары торговля получает как путем прямых связей с предприятиями (прямые закупки товаров), так и через товарные биржи, оптовые ярмарки и т. п. (закупки товаров через посредников). Как правило, приобретение оптовых партий товаров осуществляется через агентов-посредников, брокеров, дилеров. Торговыми посредниками выступают специальные коммерческие фирмы, которые получают прибыль за счет разницы между закупочной и реализационной ценой или за счет комиссионного вознаграждения, выплачиваемого посреднику продавцом или покупателем, а также иные предприятия и фирмы, занимающиеся посредничеством.
В условиях цивилизованного рынка торговые посредники освобождают предприятие от необходимости создавать сбытовую сеть, которая требует крупных инвестиций (в свою материальную базу, в рекламу, транспорт, складское хозяйство и т. д.). Они оказывают производителям и покупателям полный комплекс услуг, связанных с заключением и реализацией коммерческой сделки — от поиска партнера и составления контракта до гарантийного и послепродажного обслуживания, включая поставку, монтаж, наладку, испытания, запуск в работу оборудования.
Чем больше посредников использует предприниматель, тем меньше непосредственных контактов с потребителями он получит, и, следовательно, ниже будет степень его контроля за рынком.
Торгово-посреднические операции по характеру взаимоотношений между предприятием и посредником в практике зарубежного рынка делятся на следующие основные виды:
· операции по перепродаже, когда посредник покупает товар у производителя, т. е. становится его собственником;
· комиссионные операции — строятся на основе договора комиссии между предприятием и посредником. При этом посредник не покупает товар у производителя, а совершает сделки купли-продажи за его счет и за вознаграждение, обусловленное договором комиссии;
· агентские операции — строятся на основе агентского соглашения не на конкретную сделку, а на срок с распространением на определенный регион (заключаются между предприятием и посредником на осуществление операций купли-продажи за счет и от имени предприятия);
· брокерские операции, при которых посредник осуществляет контакт между продавцом и покупателем. Брокер за услугу получает вознаграждение до 2-3 процентов. Такие операции почти всегда используются на биржах и аукционах и при купле-продаже одного или двух товаров.
Поиск поставщиков подразумевает:
· знание необходимого количества каждого вида продукции или услуг;
· определение коммерческих требований, таких как уровень обслуживания, поставка товара и т.д.;
· эффективное использование источников информации.
Для того, чтобы предприятие процветало, ему желательно иметь больше потенциальных поставщиков или заказчиков, чем необходимо. Предприятие должно иметь возможность обратиться еще куда-нибудь, если услуги поставщика стали обходиться чересчур дорого или он перестал удовлетворять предъявляемым ему требованиям, – часто возникают такие ситуации, как доставка, с опозданием, доставка лишь части заказанного или поставка слишком большого количества непригодной продукции. В противном случае это вызовет потерю товаров, потому что они не будут проданы, или потерю времени, потраченного на препирательства с поставщиком, либо на попытки найти другого поставщика. Кроме того, не попадая в зависимость от слишком маленького количества поставщиков, можно избежать ситуации, когда те смогут увеличить давление на себестоимость товаров предприятия-заказчика, повысив для него цены.
Существуют разные типы поставщиков:
· Консервативные поставщики не обновляют свой ассортимент из года в год, пока их собственные поставщики не сменят продукцию. Они больше рассчитывают на изменение цен, чем на новые продукты. Они могут оказать значительную поддержку в настоящий момент.
· Новаторы, использующие новые идеи в области товаров и услуг.
Каждой фирме нужны и консервативные поставщики и новаторы.
Предприятию необходимо делать регулярный обзор поставщиков. Перечень требований к поставщику может включать следующее:
· индивидуальный размер заказа;
· частоту заказов;
· подробное описание товаров с техническими подробностями;
· качество;
· срок ожидаемого ответа;
· цены товаров;
· система скидок, которые позволят покупать большие партии товаров;
· налоги;
· обычные кредитные льготы;
· минимальный уровень заказа;
· временной интервал между заказом и доставкой;
· условия оплаты и доставки;
· наличие возможности получать товар частями в течение оговоренного периода, т.е. возможность подписать общий договор и в течение всего срока получать часть товаров в пределах оговоренного в общем договоре количества;