рефераты по менеджменту

Стратегии для фирм, переживающих период промышленной зрелости или упадка

Страница
7

Если же предприятие находится в кризисном состоянии или рентабельность производства ниже среднеотраслевой, то необходимы действия по оживлению производства, в качестве которых могут выступать следующие меры:

- значительные изменения в управлении, в том числе структуры управления и степени самостоятельности подразделений предприятия;

- усиление финансового контроля путем разработки оперативных бюджетов и контроля их исполнения;

- сосредоточие на новых товарах и новых рынках, диверсификация деятельности;

- активное проникновение на экспортные рынки;

- улучшение качества выпускаемой продукции;

- улучшение маркетинговой работы;

- интенсификация усилий по снижению себестоимости;

- приобретения других предприятий или слияния;

- уменьшения долгов.

Стратегия фирм, переживающих период промышленного упадка

Практически любая фирма и в любой отрасли (за исключением отраслей, важных для жизнедеятельности людей: коммунальное обслуживание, здравоохранение). Важнейшим при выработке стратегии является вопрос о том, можно ли предсказать спад, каковы его причины и является ли он временным. Если выясняется, что перспективы малоутешительны, необходимо искать рыночные ниши или сегменты с сохранившимся устойчивым спросом. Если такого сегмента нет, то следует выяснить, можно ли выйти из данной отрасли, каковы барьеры выхода или возможности проникновения на внешние рынки. Если другие предприятия покидают отрасль, то возможная стратегия – остаться одной из немногих фирм на рынке, переживающим спад.

Яркими примерами фирм переживающих период промышленного упадка являются: производители аудиокассет и виниловых музыкальных пластинок; российская автомобильная и авиационная промышленность и т.д. и т.п.

Важнейшие конкурентные преимущества отрасли, переживающей спад.

Обычно выделяют следующие преимущества такой отрасли:

- тесные связи с выгодными покупателями;

- известная торговая марка. Это может быть наиболее важным конкурентным преимуществом;

- гибкость в использовании активов и ресурсов;

- значительная доля рынка, если имеется экономия на масштабе производства;

- возможности уменьшения издержек, когда бизнес сокращается.

Выбор оптимальной стратегии при спаде зависит от анализа пяти составляющих: перспектив рынка, взаимосвязи с другими направлениями бизнеса, интенсивности конкуренции, позиции фирмы, барьеров выхода из отрасли. Некоторые стратегические вопросы, позволяющие оценить возможные стратегические альтернативы в отраслях, переживающих спад, приведены в таблице 8.4.

Для анализа можно воспользоваться матрицей (рис. 2.5), в которой представлены основные альтернативные стратегии.

Підпис: Отраслевое окружение (темпы падения, ниши спроса, ценовое давление)
Підпис: Благоприятное
Підпис: Неблагоприятное

Есть

Нет

Рис. 2.5 Стратегии бизнеса, переживающего спад (пояснения см. с. 24).

Пояснения к рис. 2.5: лидерство – лидером становится одна из немногих фирм на переживающем спад рынке. Это может означать быстрый уход других компаний с рынка, например, путем их продажи или разорения. Для дезинформации конкурентов рекомендуется поддерживать взгляд, что дела быстро приходят в упадок, что отрасль неперспективна; ниша – рекомендуется найти сегмент рынка, в котором спрос будет стабильным, медленно сокращаться или даже расти; «сбор урожая» - управляемое сокращение инвестиций с целью максимизации потоков доходов; «быстрое избавление» - рекомендуется быстро уйти с рынка, пока еще можно избавиться от активов или их части.

Таблица 2.4

Стратегические проблемы в отраслях, переживающих спад.

Перспективы рынка

  1. Являются ли темпы спада в отрасли предсказуемыми?
  2. Существуют ли в отрасли рыночные ниши, где спрос не уменьшился?
  3. каковы причины спада? Является ли он временным?

Интенсивность конкуренции

  1. Есть ли в отрасли доминирующие конкуренты с уникальными активами и сферами деятельности?
  2. Многие ли конкуренты не намерены продолжать бизнес?
  3. Дифференцированы ли продукты? Существует ли приверженность покупателей к торговой марке?
  4. Существует ли ценовое давление?

Позиции фирмы

  1. Является ли бизнес прибыльным? Каковы дальнейшие перспективы?
  2. Каковы позиции фирмы на рынке (ее доля рынка) и перспектива сохранения и упрочения этой позиции?
  3. Имеются ли уникальные конкурентные преимущества для захвата ключевых рыночных сегментов?
  4. Может ли фирма уменьшить издержки в случае уменьшения объема продаж?

Взаимосвязь с другими видами бизнеса

  1. Существует ли синергетический эффект?
  2. Может ли фирма поддержать необходимый для бизнеса денежный поток?

Барьеры выхода из отрасли

  1. Какие есть барьеры выхода из отрасли?
  2. Может ли фирма управлять инвестиционными альтернативами?

Стратегию сокращения обычно используют компании, имеющие слабые конкурентные позиции. В рамках этой стратегии возможны следующие альтернативные решения.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту