рефераты по менеджменту

Менеджеры в системе управления

Страница
2

Критерии разделения труда в управлении

Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, т.е. специализация управ­ленческих работников на выполнении определенных видов дея­тельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. Соответственно этому в организациях выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управля­ющих: функциональное, структурное, технологическое, профес­сионально-квалификационное.

Функциональное разделение труда основывается на формирова­нии групп работников управления, выполняющих одинаковые общие функции менеджмента. Наряду с этим функциональное разделение труда предполагает выделение из общего состава менеджеров специалистов, которые отвечают за процесс управления в целом, а не за какую-то одну функцию. Этих менеджеров называют общими и их главная задача состоит в обеспечении целостности функционирования ор­ганизации.

Структурное разделение труда строится исходя из таких харак­теристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздейству­ющих на структурное разделение труда, оно специфично для каж­дой организации. В то же время можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся прежде всего вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления — низового (первого, или менеджмента пере­довой линии), среднего и высшего. Это разделения труда в результате и образует уровни иерархии менеджмента. Иерархия менеджмента- это служебная лестница, ряд должностей, последовательность подчинения в порядке перехода от низших уровней к высшим, и наоборот (см рис. 1). Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

Описание: http://de.ifmo.ru/bk_netra/image.php?img=Images/Image13.gif&bn=3
Рис. 1. Иерархические уровни менеджмента

К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского тру­да. Они осуществляют управление такими первичными подразде­лениями, как бригады, смены, участки. Средний уровень включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований (структурных единиц); сюда входят также менеджеры штабных и функциональных служб аппа­рата управления предприятия, его филиалов и отделений, руковод­ство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов. Высший уровень — это администрация предприятия, осущест­вляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее производственно-хозяйственными комплексами.

Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется большим разнообразием и колеблется в зависимости от размера организации. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на раз­ных уровнях. Общим является то, что на каждом из них преду­сматривается определенный объем работ по функциям управления. Это — горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низового уровня к высшему увеличиваются чис­ло и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низовом и среднем уровнях менеджеры заняты организацией совместной деятельности людей, поэтому эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной.

Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельно­сти, образующим подсистемы предприятия. В табл. 1 приведен пример такого разделения труда на предприятии, в составе кото­рого выделены пять подсистем: маркетинг, производство, персо­нал, исследования и разработки, финансы.

Таблица 1.

Структурное разделение труда менеджеров в организации

Вертикальное разделение труда по уровням управления

Горизонтальное разделение труда по функциональным подсистемам

Маркетинг

Производство

Персонал

НИР

Финансы

1. Высший

2. Средний

3. Первый

Сложность управленческих работ учитывается в требованиях, которым должны отвечать менеджеры при занятии определенных должностей. В соответствии с этим в плановой и учетной практике нашей страны выделялись следующие основные должности управленческого персонала на предприятиях: руководители и их замес­тители; главные специалисты; инженеры, техники, механики; эко­номисты, инженеры-экономисты; счетно-бухгалтерский персонал; канцелярский персонал; юридический персонал; другие работни­ки. Руководители составляют одну из наиболее значимых групп управленческого персонала, а их труд является самым сложным и ответственным.

Задачи и роли руководителей разного уровня

Эффективный менеджер - это тот, кто умеет браться за дело и делает то, что должен делать. Однако эффективность любого менеджера зависит от целого ряда факторов, влияющих на качество выполняемой им работы: личных психофизических особенностей и работоспособности, деловых способностей и подготовленности, образования и желания, опыта и т.д. Касаясь содержания работы менеджера, Минцберг находит еще одну общую черту управленческой работы - роли руководителя. Роль, по его определению, является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Деятельность менеджера не ограничивается каким-либо одним направлением, скорее для него характерным является выполнение всех 10 ролей, выделенных Г.Минцбергом. Как указывает Минцберг, роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли, и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от имени организации. Все эти роли, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту