рефераты по менеджменту

Рынок ГКО в Беларуси

Страница
4

Где М2 - денежная масса (M1+безчековые сберегательные счета+мелкие срочные вклады).

Специфика Российского и белорусского рынков состоит в том, что сбережения населения находятся не только на банковских вкладах, но и в наличной валюте. Поэтому следует рассмотреть динамику темпов прироста реальных остатков на банковских счетах населения и индекса обобщенной доходности рынка ГКО (рис. 4.). На графике видно, что зависимость имеется, хотя и не столь явная, как в случае с реальной денежной массой. Это пример из российской практики.

Рис. 4. Динамика индекса обобщенной доходности рынка ГКО [7]

Динамика индекса доходности рынка ГКО тесно коррелирует с изменением

темпов роста цен (рис. 5).

Рис. 5. Динамика индекса доходности рынка ГКО[8]

Факторы, влияющие на предложение, те же, что были описаны в главе IV.

После кризиса 1998 года ситуация на рынке ГКО сильно ухудшилась. Государственные облигации, как таковые, выполняют функцию внешнего финансирования (заимствовать в рублях дешевле, но на самом деле при обменном курсе, который сейчас в Росси, то есть фиксированном, это обходится намного дороже).

Как в России, так и у нас ГКО выступают (как было уже ранее сказано) инструментом финансирования дефицита бюджета при очень высокой процентной ставке при фиксированном обменном курсе.

Хочу закончить данный анализ тем, что сравнивая рынки этих двух стран, можно увидеть очень много общего, но есть и небольшие отличия. Опыт, который Россия получила во время кризиса, должен послужить для нас примером.

Основные показатели дефицита консолидированного и республиканского бюджетов.

В экономических кругах республики уже длительный период времени дискутируется проблема размера дефицита бюджета и источников его финансирования. Мнения полярные:

одни выступают за расширение параметров дефицита бюджета, за наращивание объема выпуска государственных, ценных бумаг, как менее инфляционного источника покрытия дефицита бюджета, как панацею решения иных финансовых проблем.

другие, наоборот, придерживаются идеи проведения жесткой налогово-бюджетной политики и ратуют за ограничение как внутреннего, так и внешнего долга.

Развал СССР, потеря экономических связей между бывшими союзными республиками, создали значительные финансовые трудности, в том числе и для Беларуси. В результате, начиная с 1992 года, консолидированный и республиканский бюджеты исполняются с дефицитом, параметры которого характеризуются данными, приведенными в таблице 1:

Таблица 1[9]

Показатели

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998 (по опер.

Данным)

Дефицит консол.

Бюджета, в % к ВВП

-1,9

-5,5

-3,5

-2,8

-2,0

-2,3

-0,9

Дефицит респ. бюд-

Жета, в % к ВВП

-2,2

-4,0

-4,0

-2,7

-2,0

-2,6

-1,7

Как следует из приведенных данных, в РБ проводилась умеренная налогово-бюджетная политика, которая позволяла последние годы удерживать уровень дефицита бюджета в пределах 1,5 – 2,7%, что соответствует одному из Маастрихстских критериев экономической безопасности государства (3%).

Другим сдерживающим фактором являлось отсутствие реальных источников финансирования дефицита бюджета. За анализируемый период внутренний долг государства возрос до 15,3 трлн.р. и по состоянию на 01.01.98 года он был равен 4,4% к ВВП, а на конец отчетного периода – до 33,6 трлн.р., это около 5,2% к ВВП.

Это, с одной стороны, сравнительно невысокий показатель, так как в международной практике он гораздо выше. С другой стороны, анализ источников финансирования дефицита бюджета свидетельствует о возможности возникновения трудностей в финансировании государственных расходов, если уровень их не будет снижен.

Таблица 2[10]

Показатели

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Дефицит республиканского бюджета, всего в % к ВВП

-19,8

-2,2

-393,4

-4,0

-709,1

-4,0

-3250,5

-2,7

-3655,1

-2,0

-9253,7

-2,6

11300

-1,7

Финансирование дефицита

Республиканского бюджета

27,3

-393,4

709,1

3250,5

3655,1

9253,7

11300

Внутр. финансирование

11,2

257,4

2819,3

3877,6

7644,4

13400

Из них небанковское

189,5

-519,4

574,8

Гос. казн. обязательства

9,6

485

1310,4

4615

8300

Органы ден.-кред.

Регулирования

27,3

11,2

247,8

2144,8

3086,7

2454,6

5100

Внешнее финансирование

382,1

451,7

431,2

-222,6

-1609,3

-2100

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту