· обеспечение полного привлечения в бюджет предусмотренных законом платежей;
· снижение расходной части бюджета;
· развитие рынка государственных, ценных бумаг, и на этой основе использование дополнительных источников финансирования (привлечение денежных средств региональных инвесторов, выпуска ценных бумаг для физических лиц, снижение расходов по обслуживанию внутреннего долга посредством расширения номенклатуры государственных, ценных бумаг, выпуска облигаций на более длительные сроки обращения с использованием механизмов их погашения и выплаты доходов);
· подготовка условий для выхода РБ на международные финансовые рынки.
Заключение
В данной работе были рассмотрены условия, механизм функционирования рынка ГКО, роль Национального Банка РБ в регулировании рынка государственных, ценных бумаг. Описаны методы проведения аукциона на первичном и вторичном рынках, условия образования цен и удовлетворения встречных заявок.
На рынке ГКО главную роль в управлении играют Министерство Финансов и Национальный Банк РБ. Им принадлежат все основные функции. С помощью такого инструмента как ГКО НБ РБ может регулировать тот или иной параметр экономики. А Министерство Финансов управляет и контролирует в основном сам процесс управления и механизм функционирования рынка ГКО.
Рынок ГКО, как было уже выше замечено, делится на два рынка: первичный и вторичный. На первичный рынок - допускаются только первичные инвесторы, то есть коммерческие банки. Это хорошо, так как наш рынок еще не очень развит и поэтому не следует допускать, к примеру, иностранных инвесторов. Это может разрушить весь рынок. На вторичный же рынок допускаются, как резиденты РБ, так и нерезиденты. На этом рынке допуск иностранных инвесторов ведет к большим прибылям и привлечению инвестиций.
Как и на все рынки, на рынок ГКО влияют два вида факторов:
- факторы спроса (характер кредитно-денежной политики монетарных властей и инфляционные ожидания)
- факторы предложения (денежная эмиссия)
В конечном итоге можно выделить несколько недостатков, которые присущи белорусскому рынку ГКО:
1. Отсутствие гарантий исполнения сделок.
2. Неконтролируемость ценовой динамики на рынке по выпускам в обращении.
3. Непрозрачность рынка.
4. Отсутствие адекватной информации и статистики, характеризующей ситуацию на рынке.
5. Отсутствие достаточного контроля за вторичным рынком со стороны государства в лице Минфина и НБ.
6. Невысокий уровень гарантий исполнения сделок и непрозрачность информации о рынке, что препятствует его полноценному развитию, привлечению возможных иностранных инвестиций.
Чтобы устранить те или иные недостатки, надо, чтобы были приложены все усилия на совершенствование первичного рынка, а также развитию вторичного рынка ценных бумаг и постараться сделать так, что бы наша страна не повторяла ошибок Российской Федерации.
Я считаю, что в данной сфере необходимо вмешательство государства, необходимо ввести несколько ограничительных мер:
1. Из опыта России видно, к чему привело то, что банкам разрешалось большую часть своих активов (60%) держать в ГКО. Хотя это облигации с коротким сроком погашения, но все же они не очень ликвидные, то есть их нельзя очень быстро перевести в деньги. Необходимо ждать срока погашения. Как было уже выше сказано, – это привело к ситуации, в которой десятки московских банков обанкротились.
Отсюда можно сделать вывод: необходимо, чтобы правительство или НБ установили предельно допустимую величину в этой области и, чтобы банки, если переступят через этот предел, платили штраф и несли наказание.
Государственные краткосрочные облигации являются хорошим инструментом ликвидации инфляционного генератора, который создавался путем растущей эмиссии денег в стране. Ниже приведены рекомендации, как можно с помощью ГКО это сделать:
1. резко увеличить объемы эмиссии ГКО
2. сделать их выпуски регулярными (2 – 4 раза в месяц)
3. исключить из списка первичных инвесторов ненадежные мелкие банки и финансовые компании
4. изменить порядок обращения ГКО – НБ должен рассчитываться не с первичным инвестором за 6 дней до погашения, а с конечным держателем в день погашения ГКО
5. разрешить коммерческим банкам держать обязательные резервы в ГКО и других государственных, ценных бумагах
Таким образом, Национальный банк получает очень тонкий инструмент регулирования денежной массы в стране.
Рынок ГКО неразрывно связан со всеми сегментами финансового рынка и успешное его функционирование, помимо привлечения инвестиций, позволило бы в известной степени снять напряжение, складывающееся в других сегментах финансовой системы и экономики в целом.
В данной работе использована информация, полученная из белорусских периодических экономических изданий, таких как журналы «Финансы, учет и аудит» и газеты «Белорусский рынок», а также российских журналов «Эксперт» и «Рынок ценных бумаг», законодательные акты Республики Беларусь и специальная экономическая литература.
Все графики и примеры основаны на реальной биржевой информации о ходе торгов и на статистических материалах Государственного комитета по статистике.
Надеюсь, что данная работа будет полезна для понимания процессов, происходящих на рынке ГКО в данный момент, а также для практической работы на данном рынке тем, кто еще только знакомится, что же такое ГКО.
[1] Организация рынка ценных бумаг в Республике Беларусь. п/р Шухно В. Л. Минск 1999год.
[2] Финансы. п/р Заяц Е. Н. Минск 1997 год.
[3] Организация рынка ценных бумаг в Республике Беларусь. п/р Шухно В. Л. Минск 1999год.
[4] Финансы, учет и аудит. Минск 1999г. №1. Стр. 5.
[5] Аналитический журнал «Рынок ценных бумаг». 1996 год. №4. Стр. 12.
[6] Всероссийский еженедельный деловой и экономический журнал «Эксперт». 1996 год. №7. Стр. 8.
[7] Всероссийский еженедельный деловой и экономический журнал «Эксперт». 1996 год. № 7. Стр. 8
[8] Всероссийский еженедельный, деловой и экономический журнал «Эксперт». 1996 год. №8. Стр. 9.
[9] Финансы, учет и аудит. Минск 1999г. №1. Стр. 6.
[10] Финансы, учет и аудит. Минск 1999г. №1. Стр. 6.
[11] Финансы, учет и аудит. Минск 1999г. №1. Стр. 7.
[12] Финансы, учет и аудит. Минск 1999г. №1. Стр. 7.