5. Системный подход к управлению - эффективность и результативность организации улучшаются при определении, понимании и управлении системой взаимосвязанных процессов в соответствии с установленной целью.
6. Непрерывные улучшения - непрерывное улучшение должно быть постоянной целью организации.
7. Подход к принятию решений на основе фактов - эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
8. Взаимовыгодные отношения, как с внешними, так и с внутренними поставщиками - организация и её поставщики взаимозависимы, а взаимовыгодные отношения увеличивают способность обеих сторон создавать ценности.
Соблюдение этих принципов и их реализация в практической деятельности предприятия требуют серьезных организационных усилий, но рост конкурентоспособности оправдывает все затраты.
Эти принципы практически совпадают с принципами TQM. Структура требований к QM-системам в стандарте ИСО 9001:2000 состоит из четырех разделов:
· Ответственность руководства.
· Управление ресурсами.
· Управление бизнес-процессами создания продукта.
· Система измерений, анализа и непрерывных улучшений.
Стандарт ИСО 9001:2000 предназначен для целей сертификации и содержит набор требований для создания системы управления качеством. Особое внимание в стандарте ИСО 9001:2000 уделено процессному подходу к менеджменту качества. На рис.3.3 дано концептуальное представление процессной модели управления качеством.
Рис.3.3 Процессная модель системы управления качеством
В общем случае, под процессным подходом к организации и управлению деятельностью предприятия понимается ориентация на бизнес-процессы в рамках существующей организационно-штатной структуры и организационной культуры предприятия.
Модель устанавливает, что потребители играют существенную роль при определении входящих данных. Любая деятельность, получающая входящие данные и преобразующая их в выходящие, может рассматриваться как процесс. Для успешного функционирования организации необходимо определить многочисленные взаимосвязанные процессы и управлять ими. Данная модель не отражает процессы на детальном уровне, однако охватывает все содержание стандарта. В наименовании ИСО 9001:2000 отсутствует термин «обеспечение качества». Это свидетельствует о том, что стандарт ориентирован на требования к системе качества организации и используется для демонстрации ее возможностей выполнить требования потребителей. При этом улучшена совместимость со стандартами ИСО экологической серии 14000, в которых также применяется цикл улучшения Деминга Рlаn-Do-Chek-Act (планирование - осуществление - проверка корректирующее воздействие).
Необходимость создания на предприятии полноценной системы управления качеством (Quality Management System, QM-системы) определяется, с одной стороны, требованиями рынка, а, в некоторых случаях, и требованиями государственных органов. С другой стороны, QM-система является важной составной частью системы управления предприятием, влияющей на качество продукции или услуги и конкурентоспособность. Для белорусских предприятий сертификация по ИСО 9000 – это еще и пропуск на международный рынок, а также действенное средство для эффективного улучшения работы всего предприятия.
Внедрение эффективной QM-системы дает предприятию следующие преимущества:
· расширение рынка сбыта;
· наглядность управления процессами;
· снижение затрат и сокращение сроков освоения новых видов продукции, благодаря четкой организации структуры и процессов;
· рост коллективизма;
· повышение гибкости перестройки процессов при изменяющихся требованиях и ожиданиях заказчика;
· снижение риска ответственности за продукцию.
Следует отметить неэффективность большинства проектов по внедрению систем управления качеством на многих белорусских предприятиях по следующим причинам:
· ограниченный период времени работы со стандартами ИСО;
· слабость нормативной базы;
· недостаточная техническая оснащенность;
· отсутствие опыта и недостаток специалистов.
Особо следует отметить еще одну очень важную проблему, связанную с подготовкой QM-документации - трудоёмкость подготовки и актуализации пирамиды бумажных документов QM-системы.
Здесь реализуется принцип TQM – фокус на заказчика, основной смысл которого заключается в том, чтобы сформировать такую корпоративную культуру, при которой персонал осознает тот факт, что зарплату платит заказчик, а не руководитель предприятия. Этому процессу служит еще один принцип TQM – принцип «поставщик-заказчик» внутри предприятия, который помогает исключить потери, повысить ответственность, устранить разобщенность и создать нормальный внутренний климат в коллективе.
Непрерывный мониторинг и анализ бизнес-процессов позволяют оценить разные направления деятельности предприятия, главными из которых являются следующие:
· взаимоотношения с клиентом;
· внутрихозяйственная деятельность;
· финансовое обеспечение;
· инновации, развитие и обучение.
Каждому из вышеперечисленных направлений можно сопоставить определенный набор показателей. Например, взаимоотношения с клиентом можно оценить через степень удовлетворения клиента, количество постоянных заказчиков, увеличение количества клиентов за определенный промежуток времени, отсутствие жалоб и рекламаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время процесс технической подготовки производства стал тем элементом которому необходимо уделять такое же серьезное внимание как и бизнес-плану или любому другому процессу связанному с организацией предприятия, в то время как еще совсем недавно это было прерогативой различных конструкторских бюро и НИИ которые разрабатывали технологии не особо ориентируясь на рынок сбыта, условия производства и т.д. Это связано с тем, что в настоящее время с одной стороны быстрыми темпами развивается мелкий и средний бизнес, а с другой стороны на наш рынок технологического оборудования прорвались зарубежные производители которые предлагают широкий ассортимент различных технологических линий включая их установку и обслуживание. Это предполагает то, что предприниматель должен быть ознакомлен с основным технологическим процессом по производству продукции и четко представлять себе с какими типами технологического оборудования ему предстоит работать и какие для этого потребуются ресурсы. Можно сказать, что в настоящий момент процесс технической подготовки претерпел некоторые изменения и в большинстве отраслей производства (особенно в легкой и пищевой) достаточно провести хорошую технологическую подготовку производства, а сугубо техническую часть предоставить поставщикам оборудования.
Для обеспечения конкурентоспособности продукции и достаточного уровня рентабельности Кореличскому льнозаводу необходимо, во-первых, улучшить качество производимой продукции и обеспечить увеличение выхода длинного льноволокна. На решение данной задачи и нааправлена программа модернизации производства и создания механизированных отрядов по выращиванию льна. Во-вторых, в связи с возможными трудностями со сбытом короткого льноволокна целесообразно увеличить расход короткого волокна на собственное производство (выпуск веревки, шпагата, холстопрошивной ткани).