Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществля#Т покупку (purchase) или заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке. При разработке механизма Фонда предполагалось, что страны- члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому национальные валюты, поступающие в МВФ, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлсни# кредитов главным образом страны с неконвертируемыми или не используемыми в международных расчетах валютами. Вследствии этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты как бы “под залог” соответствующих сумм национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами – эмитентами этих валют.
Основнные механизмы кредитования за счет собственных ресурсов МВФ
Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ – в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения “золотой Долей” с 1978 г. – “резервной долейэ (Reserve Tranche)[4]. Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть этой национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее “кредитную позицию”. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют “резервную позицию” страны – члена МВФ.
В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на иее обязательства вернуть Фонду полученные средства.
Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли !в случае полного использования последней авуары МВФ в валюте страны достигают 100% квоты), делятся на четыре “кредитныс доли”, или транша, составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках их кредитных долей ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному уставу они состояли в следующем: во- первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% квоты страны; во-вторых, сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна могла получить у Фонда в результате испопьзования резервной и кредитных долей, составляла 125% размера ее квоты.
В пересмотренном в 1978 г. уставе МВФ первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам получать валюту в Фонде в течение более короткого срока, чем пять лет. Что касается второго условия, то устав предоставляет МВФ право приостанавливать его действие. На этом основании сейчас ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие “верхние кредитные доли” стало означать не только 75% квоты, как прежде, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю.
Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (Stand-by Arrangements). С 1952 года данный механизм обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действии договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредита представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом ее запроса, то выделение Фондом средств в счет верхних кредитных долей почти во всех случаях производится посредством договореннностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели сроком действия до года, с 1977 г. – до 18 месяцев и даже до 3 лет в свази с увеличением масштабов дефицитов платежных балансов.
Механизм расширенного финансирования ( Extended Fund Facility, ЕFF) Этот механизм действует с 1974 года. Он дополнил резервную и кредитные доли и предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношнию к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финансирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или ценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года; при необходимости – до четырех лет. Валюта, предоставляемая МВФ в рамках договоренностей о резервных кредитах (верхние кредитные доли) и расширенном финансировании, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения – ежеквартально, раз в полугодие или (в некоторых случаях) помесячно.
Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам – членам МВФ в осуществлеиии макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны, прибегающей к кредиту, выполнения определенных требований, причем степень жесткости этих требований нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в “письме о намерениях” (Letter of intent) или “меморандуме об экономической и финансовой политике”, направляемых в МВФ Ход выполнения договоренности страной-получателем кредита контролируется путем проведения периодических обзоров, с помощью оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых “критериев реализации”. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит “в противоречии с целями Фонда”, не выполняет взятых на себя обязательств, он может ограничить ее дапьнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ казьвать экономическое давление на страны-заемщицы.
С середины 70-х годов МВФ в целях разрешения возникших новых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением неуравновешенности платежных балансов, стал периодически вводить временные кредитные механизмы (Facilities– механизм, устройство, система, фонд). Для их формирования привлекались заемные средства из различных внешних официальных источников по преимуществу на основе соглашений между развитыми государствами и странами ОПЕК. Здесь следует отметить: