Специализированное учреждение ООН – Экономический совет – создал 4 региональные комиссии – для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.
Организация европейского экономического сотрудничества, созданная в 1948 г. в связи с осуществлением плана Маршалли, затем переориентировалась на создание Европейского платежногв союза (1950 – 1958 гг.), а в 1961 г. была заменена Организацигй экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж). Ныне в составе ОЭСР 30 стран, включая Россию с 1997 г. В рамки ОЭСР действуют 30 комитетов, в том числе по проблемам платгж- ных балансов, согласования условий экспортных кредитов (консенсус). Цель ОЭСР – содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств. ОЭСР – своеобразный клуб развитых стран для обмена мнениями и координации экономичской политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозирования и международных сопоставлений на базе эконометрически# моделей мировой экономики (дважды в год).
Парижский клуб стран-кредиторов – неформальная организация развитых государств, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Для избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками “лицом к лицу” об условиа пересмотра внешних займов. Начало его деятельности относитл к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 70-х годах сменились активной работой в 80 – 90-х годах в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривиется вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.
Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования ча#т- ной внешней задолженности стран-должников.
С середины 70-х годов разработка проблем межгосударственного регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и правительств “семерки”, превратившейся в “восьмерку” после присоединения России, и “группы десяти”, которая, кроме “семерки”, включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам.
Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:
Усиление глобализации хозяйственной жизни, образование 1НК и ТНБ, выходящих за национальные границы.
Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.
Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Международные финансовые институты преследуют следующие цели:
* обьединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
* осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
* совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
Стспень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система “взвешенных голосов”. Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтои. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельйости этих институтв проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров – разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов развитых государств, развивающихся страи, России, республик СНГ, стран Восточной Европы.
МВФ предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств- членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН и служит институциональной основой мировой валютной системы.
МВФ был учрежден на международной валютно-финансоввй конференции ООН (1 – 22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. Деятельность Фонд начал в мае 194б г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям приступил с 1 марта 1947 г.[1]
В 1999 г. (январь) число стран – членов МВФ составляло 182, Кроме того, после завершения требуемых процедур место бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии в МВФ займет Федеративная Республика Югославия (в составе Сербии и Черногории). Постоянное местопребывание руководящих органов – Вашингтон (США). Помимо того, имеются отделения в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН в Нью-Йорке[2].
Официальные цели МВФ: “способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения”; “содействовать расширению и сбаласированному росту международной торговли”, что имело бы своим следствием развитие производственных ресурсов, достижеиие высокого уровня занятости и реальных доходов всех государств-членов; “обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств- членов” и не допускать “обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ”; оказывать помощь в создании мносторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений; предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность “исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах”[3].
МВФ представляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покры- тия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнении валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а зто значит для кредитования бюджетных расходов правительств.
В уставе Фонда для характеристики его кредитной деятсльности используются два понятия: 1) сделка (transaction) – предоставление валютных средств странам из его собственных ресурсов; 2) операция (operation) – оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. Управлени# собственными и привлеченными средствами осуществляется ра-здельно. МВФ производит кредитные операции только с официальными органами – казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.