Как уже было сказано в п. 3.2 доставка продукции по городу осуществляется кольцевым развозом транспортом предприятия. Для предприятия (учитывая также сложившееся финансовое положение) данный вид канала распределения является наиболее затратным: транспортные расходы по доставке небольших партий продукции, зарплата водителей и грузчиков-экспедиторов, зарплата менеджеров по работе с магазинами города (6 человек).
Для снижения затрат на доставку продукции предлагаю модифицировать канал сбыта, через привлечение к сотрудничеству крупных оптовых посредников осуществляющих доставку продукции с собственных складов по торговым точкам города. В такой ситуации предприятие передает на обслуживание оптовикам часть торговых точек города. По опыту работы компаний к оптовикам переходит от 25% до 30% от общего числа торговых точек обслуживаемых предприятием.
Проведем сравнительный анализ величины транспортных затрат (на топливо) при переходе на схему работы с оптовыми посредниками (для расчета возьмем автомобиль ЗИЛ, 5 тонный, бензиновый).
Таблица 17
Сравнительный анализ транспортных затрат при различных схемах распределения продукции по городу
Транспортные затраты |
Без оптовика (3 рейса ежедневно) |
С оптовиком (25% магазинов, 2 рейса) |
Эффект |
Количество магазинов всего за день |
39 |
28 |
- 28% |
Количество магазинов в одном рейсе |
13 |
14 |
+ 7,1% |
Средняя загрузка 1 машины |
1,2 тонны |
1,3 тонны |
+7,7% |
Стоимость топлива руб/мес. |
21 533,82 |
14 355,88 |
- 33,3% |
Коэффициент полезного использования машины |
42% |
46,4% |
+ 4,4% |
Помимо снижения затрат по доставке продукции, при данной схеме появляются преимущества для производителя:
- Стимулирование сбыта товаров. Оптовики располагают торговым персоналом, который помогает производителю охватить множество мелких клиентов при сравнительно небольших затратах. Оптовик имеет больше деловых связей;
- Закупки и формирование ассортимента товаров. Оптовик может подобрать изделие и сформировать необходимый товарный ассортимент, избавив клиента от значительных хлопот; у оптовика покупатель может приобрести сразу весь необходимый ему ассортимент продукции и других производителей;
- разбивка крупных партий на мелкие. Оптовики обеспечивают клиентам значительную экономию средств закупая товары крупными партиями, разбивая большие партии на мелкие;
- складирование. Оптовики хранят товарные запасы, способствуя тем самым снижению соответствующих издержек поставщика и потребителей;
- транспортировка. Оптовики обеспечивают более оперативную доставку товаров в ассортименте необходимом покупателю;
- финансирование. Оптовики финансируют своих клиентов, предоставляя им кредит, а заодно и поставщиков, заблаговременно выдают заказы и вовремя оплачивают счета;
- принятие риска. Принимая право, собственности на товар и неся, расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и старением, оптовики одновременно берут на себя часть риска;
- предоставление информации о рынке. Оптовики предоставляют своим поставщикам и клиентам информацию о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и т. д.;
- услуги по управлению, консультационные услуги. Оптовик помогает розничным торговцам совершенствовать деятельность, принимая участие в разработке схемы магазина, устройстве экспозиции товаров, обучении продавцов, а также в организации бухгалтерского учета и управлении запасами товаров.
Помимо вышеописанного, при переходе на систему работы с оптовым посредником, возникает предложение по реорганизации организационной структуры управления отдела сбыта:
- сокращение количества магазинов сотрудничающих непосредственно с предприятием, позволит сократить численность менеджеров отдела сбыта по работе с магазинами города с 6 до 3 человек (1 человек на два района города), что позволит сократить ФОТ менеджеров на 32%;
- сокращение численности грузчиков-экспедиторов до 2 человек, позволит сократить ФОТ на 9,6%;
- сокращение численности водителей работающих в службе сбыта позволит сократить ФОТ на 33%.
Распределение ФОТ отдела сбыта, представлено в таблице 18
Таблица 18
Фонд оплаты труда отдела сбыта предприятия
Категория работников |
Размер ФОТ, руб. |
Сумма ЕСН (+35,6%),руб. |
Итого сумма ФОТ,Руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
ИТР |
13160 |
4684 |
17845 |
Менеджеры по городу |
16200 |
4685 |
21967 |
Агенты Сев.-зап. регион |
27200 |
9683 |
36883 |
Региональные Менеджеры |
3000 |
1068 |
4068 |
Кладовщики |
7520 |
2677 |
10197 |
Грузчики |
13320 |
4386 |
16706 |
Грузчики-экспедиторы |
5100 |
1816 |
6916 |
Водители на сбыте,3 чел. |
9600 |
3418 |
13018 |
ИТОГО |
94100 |
33500 |
127600 |
Сравнительная величина ФОТ до введения системы работы с оптовым посредником в городе и с введением этой системы представлена в таблице 18.
Таблица 19
Фонд оплаты труда отдела сбыта при различных схемах распределения продукции в городе
Без оптовика |
С оптовиком |
Эффект | |
ФОТ, руб. |
94100 |
81100 |
14 % 17628 |
ЕСН (+35,6%), руб |
33500 |
28872 | |
Итого ФОТ+ЕСН, руб |
127600 |
109972 |