основной ассортимент, т. е. такая совокупность товаров, которая обеспечивает большую часть прибыли туристского предприятия;
дополнительный ассортимент, куда входят сопутствующие услуги и товары, дополняющие основной ассортимент;
углубленный ассортимент, включающий товары, удовлетворяющие уникальные желания потребителей, а также различные модификации основных услуг.1
Таким образом, номенклатура услуг представляет собой сложную, иерархически построенную структуру, а формирование ассортимента – маркетинговый управленческий процесс.
Формирование ассортимента может осуществляться:
создание параметрического ряда – горизонтальная стратегия;
дифференциация товара, предназначая каждый новый вариант для конкретного рыночного сегмента – концентрическая стратегия;
путем диверсификации производства и разработки товарной номенклатуры – конгломератная стратегия.
Важную роль в товарной политике играет управление ассортиментом (номенклатурой), главной целью которого является его оптимизация.
В процессе оптимизации управленческие воздействия направляются на главные характеристики номенклатуры (ассортимента):
широту – это сумма составляющих ее ассортиментных групп;
глубину – число вариантов каждого товара в рамках ассортиментной группы;
насыщенность – это общее количество всех производимых (продаваемых) услуг;
гармоничность – степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения общности конечного использования, требований производства и торговли.
Оптимизация ассортимента – это непрерывный процесс реализации товарной политики, и ассортимент не может быть оптимизирован один раз на весь период присутствия фирмы на рынке.
Оптимальный ассортимент обычно содержит товары, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла товара: стратегические товары (фаза внедрения), наиболее прибыльные (фаза роста), поддерживающие (фаза зрелости), тактические (для стимулирования продаж новинок), планируемые к снятию с производства (фаза спада) и разрабатываемые (стадия НИОКР).
Туруслуга как объект ассортиментной политики
Ассортимент есть перечень всех видов предлагаемых туров или услуг с указанием следующих реквизитов:
наименование тура (распространенное наименование «Окно в Париж», «Римские каникулы»);
маршрут тура с указанием мест ночевок или стоянок (для круизов и автотуров);
ценовое предложение (все варианты цен для тура – в зависимости от отелей, категорий размещения, сроков заездов, вариантов питания);
сроки осуществления поездок (даты тура или регулярность рейсов);
перечень входящих в стоимость услуг.
Ассортимент туров многопрофильных туроператоров (с целью облегчения работы агентов и ясности для потребителей) должен быть систематизирован.
Обычно авиатуры, предлагаемые оператором, систематизируются сначала по географическим направлениям, после по категориям предлагаемых отелей. Например, авиатуры из Ростова – на – Дону классифицируются на авиатуры в Турцию, Кипр, ОАЭ, Италию, Испанию. Далее, авиатуры из Ростова в Турцию могут классифицироваться на вылеты в Анталию, Даламан и Стамбул. Вылеты в Анталию, в свою очередь, содержат информацию по стоимости туров с проживанием в отелях 5*, 4*, 3*.
Ассортимент автобусных или железнодорожных туров может изначально классифицироваться по географическим направлениям (автотуры в Париж, Рим, Мюнхен), либо по срокам их реализации (1.06.2003 – 18.06.2003 «Брест – Прага – Нюрнберг – Париж (5 дней) – Брюссель – Берлин – Варшава – Брест»).
В зависимости от профиля работы оператора, его ассортимент может быть широким (предполагающим различные туры в различных географических направлениях, например, автотуры /авиатуры /круизы) или узким, глубоким (предлагающим различные модификации тура: большой выбор отелей, дополнительных экскурсий, вариантов питания) или мелким.
Ассортимент туроператора предлагается в трех основных основных и наиболее распространенных формах: каталоги туроператора, ценовые предложения к каталогам, тарифы туроператора.1
Понятие туруслуги.
При разработке комплекса туристского маркетинга необходимо учитывать специфику товара – туристской услуги:
спрос на туристские услуги эластичен по отношению к уровню доходов населения и ценам на эти услуги;
туристские услуги отличаются сезонным характером и обладают феноменом насыщенности (туристские зоны);
производство туристских услуг сложно (необходимо привлечение посредников), ресурсоемко (необходимо специальное оборудование) и негибко по месту.
Туристский продукт характеризуется:
природными богатствами, которые делают места привлекательными для туризма;
энергетическими богатствами, которые создают необходимые удобства для туристов;
человеческим фактором, который делает туризм привлекательным как средство общения;
институциональными факторами, которые как бы формируют среду обитания туристов (безопасность, информированность и т. д.);
политическими факторами, которые во многом определяют отношение общества к туризму;
организационно – административными факторами, которые в состоянии стимулировать или сдерживать развитие туристского бизнеса;
социальными факторами, которые чаще всего выражаются в изменении уровня занятости под влиянием туризма;
различными благами и услугами, сопутствующими туристскому продукту;
экономической и финансовой деятельностью, связанной с производством туристского продукта.1
Туристский продукт, представленный на рынок, выступает в качестве туристского предложения, он должен соответствовать потребностям туристов как в комплексе, так и по отдельным составляющим. Услуги и товары должны соответствовать предложенным маршрутам и целям туров. Например, горнолыжный тур: проезд и размещение в местах горнолыжного спорта и отдыха (Альпы, Балканы, Пиренеи, Татры, Карпаты, Кавказ, Памир); услуги: размещение на горнолыжной турбазе, в гостинице, пользование специальными трассами горнолыжного спуска как для начинающих, так и для опытных туристов, подъемниками, бугелями, соответствующее питание и досуговое обслуживание; товары: карты, схемы районов отдыха и трасс, буклеты, горнолыжное снаряжение, солнцезащитные очки, головные уборы, мази и кремы, сопутствующие товары, сувениры местной промышленности и т. д.
В отличие от туристских услуг туристский продукт принимает форму товара. В широком смысле это экономическое благо, предназначенное для обмена.
Очень важное отличие туристского продукта от туристской услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только на месте ее производства, то продукт туристский может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Это кардинальное отличие и используют турагенты, которые продают путевку на путешествие. Приобретая путевку, покупатель еще не приобретает туристские услуги, хотя уже и заплатил деньги, но приобретает гарантии отдыха. Поэтому задача туроператора – включить в тур только необходимые услуги, достаточные для того, чтобы потребитель согласился понести транспортные издержки.