Римляне также пользовались огромным количеством трав для продления удовольствия при физической близости. Они делали эротическую мазь из харда, благовонного восточного растения из семейства валериановых, а также возбуждающее вино из редкой травы горечавки. Другой возбуждающий напиток, по-видимому, содержал травы, смешанные с выделениями из репродуктивных органов жеребцов и кобыл. Считалось, что человек, выпивший этот напиток, будет иметь такую же потенцию, как жеребец. Подобно римлянам, греки пользовались растением за1угюп, имевшим красные листья и раздвоенный корень с высоким мясистым стеблем. Греки обычно добавляли его в вино, но считали его настолько сильным, что достаточно было просто подержать его в руке, чтобы оно начало действовать. Также считалось, что помогает кустарниковая полынь (вид горькой полыни), если положить ее под кровать. Суеверие или древний пример аромо-терапии? Другими предпочитаемыми средствами были поручейник сахарный — растение со съедобным клубнем, которое император Тиберий (14—37 гг. н. э.) привез из Германии, и крапивное масло (использовалось как мазь). Некоторые римляне, возможно, от отчаяния хлестали свои органы жгучей крапивой, чтобы привести их в "настроение".
Для тех, кто хочет испытать римские способы, древние латинские тексты также рекомендуют большое количество обычных трав и овощей. Марциал, поэт, живший в I в. н. э., писал: "Если ваша жена стара и ваш член истощен, ешьте в избытке лук". Римский врач Гален (II в. н. э.) также верил в лук, он предписывал измельченные в порошок семена лука смешивать с медом и принимать натощак как средство для разжигания половой страсти. Великий чревоугодник Апикий (см. "Поваренные книги" в разделе Пища, напитки, наркотики) также рекомендовал лук, тушенный с сосновыми семенами на воде или с перцем в крессовом соусе. Кресс пользовался большим успехом, если судить по многочисленным упоминаниям римских писателей, в том числе и врача Мар-цела Эмпирика, который приписывал микстуру из равных пропорций кресса, красного лука, сосновых семян и индийского нарда (сорт бальзамина) для лечения импотенции. Считалось также, что кервель и душистая трава сатурея, которая и теперь часто используется при приготовлении пищи, способствуют возбуждению полового влечения. Историк-естествоиспытатель Плиний писал, что кервель "придает особую бодрость мужскому телу, истощенному половым желанием". Он также рекомендовал пастернак, преимущественно дикий, проросший на каменистой почве. Капуста, вымоченная в козьем молоке, и даже обычная морковь очень высоко ценились римлянами.
Средства для усиления полового влечения в странах Древнего Востока обычно были более тщательно разработаны, чем в Риме. Во времена правления династии Тан (618— 906 гг. н. э.) лечивший травами врач Ван Тао включил в свою "Коллекцию тайных рецептов" четыре средства для употребления в разные времена года. Это были медовые таблетки, в состав которых входили измельченные в порошок различные травы. Некоторым мужчинам предписывалось принимать дюжину таких таблеток в день для поддержания потенции. В другой книге того же времени под названием "Важнейшие рекомендации Жадеитовой комнаты" содержатся ссылки на различные возбуждающие средства. Это были в основном порошки с прелестными названиями для припудривания полового члена и влагалища. Три из них, предназначавшиеся женщинам, назывались "Красота поставит на головку мужчину", "Пудра счастья" и "Очаровательная улыбка". Один из порошков для мужчин позволял якобы удовлетворять более десяти женщин каждую ночь.
Считается, что слово condom (презерватив) произошло от фамилии доктора Кондома, жившего во второй половине XVII в., которому приписывается изобретение. Он был печально известным волокитой, которому, говорят, докучали его незаконнорожденные дети. Однако тщательные попытки найти какое-нибудь свидетельство о такой личности, как доктор Кондом, оказались безуспешными. В настоящее время выяснилось, что изобретение презерватива восходит к временам гораздо более древним, чем XVII в. Первое достоверное описание презерватива было найдено в труде великого итальянского ученого-анатома Фаллопия в 1564 г. Он утверждал, что придумал, как пользоваться небольшими льняными чехлами, которые следовало надевать на крайнюю плоть, чтобы избежать заражения сифилисом. Большинство экспертов по данному вопросу сходились на том, что изобретение Фаллопия было усовершенствованием ранее изобретенного приспособления, однако в целом вопрос оставался покрытым тайной. Согласно одной теории, презервативами пользовались уже в средние века, а их название было шутки ради заимствовано неким эрудитом от персидского слова, которое обозначало продолговатый сосуд из кишок животных для хранения зерна. Именно поэтому, вероятнее всего, презерватив был изобретен в Персии, и его название пришло оттуда.
Часто приходится слышать утверждения, что настоящими изобретателями презерватива были древние римляне. Едва ли нижеприведенное описание поможет разрешить спор, однако оно любопытно. Это описание взято из предания о Миносе у римского писателя Антонина Либерала (около II в. н. э.). Минос был легендарным царем, который правил примерно в 1400 г. до и. э., его именем названа минойская цивилизация доисторического Крита. Согласно легенде Либерала, семя у Миноса состояло из змей и скорпионов, поэтому, чтобы уцелеть, женщины вынуждены были помещать в себя козий мочевой пузырь. Миф действительно говорит о том, что скорее женщина, нежели мужчина, предохраняла себя, хотя суть принципа не меняется. Норман Хаймс, великий ученый в области истории противозачаточных средств XX в., считал, что это лишь единичное использование защитных презервативов из внутренностей животных в римские времена.
Итак, самым распространенным материалом для изготовления презервативов до изобретения вулканизированной резины в середине XIX в. были внутренности животных, наподобие мочевого пузыря, которым пользовался Минос. Однако если в легенде, написанной Антонином Либералом, речь идет о древних презервативах, то она слишком неправдоподобна. Могло ли это означать, что эти сведения гораздо древнее римских и действительно исходят из минойской цивилизации, существовавшей на 1500 лет раньше?
Как ни странно, но определение беременности было обычным явлением на древнем Ближнем Востоке еще за сотни лет до рождения Христа.
Вавилонская табличка (примерно 700 г. до н. э.) приводит метод, который использовался в Древнем Ираке. Анализ делали акушерки, чьи познания и умения были гораздо шире, нежели только оказание помощи при родах. Они вводили во влагалище женщины шерстяной тампон, пропитанный соком определенного растения. Тампон устанавливался сроком на три дня, в это время следовало избегать половой близости. Затем акушерка извлекала тампон и анализировала его цвет. В зависимости от того, экстракт какого растения использовался, акушерка могла определить беременность. Например, если какое-то "белое растение" растворяли в растворе квасцов (минеральной соли) и тампон становился красным, это означало, что женщина беременна. Анализ точен, потому что значение рН (степени кислотности или щелочности) женских секреций при беременности изменяется. Растения выбирались в зависимости от их способности реагировать на кислоты и щелочи, а тампоны были подобны лакмусовой бумаге в лаборатории.