Введение
В чисто физиологических отношениях человеческий род, вероятно, мало что добавил к разнообразию сексуального поведения животного мира. Люди наивно полагают, что разнообразие сексуальных связей является их изобретением, тогда как они изначально практиковались другими живыми созданиями. Существует бесконечный ряд поведений, описанных как с точки зрения психологии, так и социальной жизни. Одни живые организмы являются бесполыми (самое известное такое существо — простая амеба), другие — двуполыми (многие черви). Кроме того, множество животных воспроизводятся путем совокупления. Наряду с гетеросексуальными парными связями, которые мы считаем более обычными, природа дает нам примеры семей с одним родителем (например, среди котов) и даже гомосексуальные семьи. В 1977 г. было установлено, что 14 процентов чаек на острове неподалеку от побережья Калифорнии были лесбиянками. Самки ритуально ухаживали друг за другом, уединялись парами вить гнезда и откладывать (хотя и бесполезно) яйца и оставались верными друг другу на протяжении нескольких сезонов.
Даже брак не является священным в том смысле, что моногамия не есть изобретение человека. Наши далекие родственники гиббоны — обезьяны, живущие на деревьях в тропических лесах Юго-Восточной Азии — также выбирают себе постоянного сексуального партнера.
То, что изобрел человек, является лишь оболочкой сексуальной жизни во всем многообразии ее организаций, ритуалов и других мелочей. Постоянный интерес к этой теме, естественно, свойствен исключительно нам. Так, значительная часть истории общества и религии была сосредоточена на "правильной или неправильной" сексуальной ориентации и поиске того, что является природным" и "естественным" способом нашего поведения.
Гомосексуализм, например, считался в древних обществах обычным явлением. В Афинах и Спарте в V в. до н. э. и позже гомосексуальные отношения между старшими и молодыми любовниками считались полезными с точки зрения передачи опыта. Спартанцы, по-видимому, верили, что сексуальная связь с испытанным и проверенным воином способствует возмужанию. В Афинах особое значение придавали нравственным и эстетическим аспектам таких отношений. Гомосексуализм эфебов, как и спартанцев, имел военную подоплеку. "Священный отряд эфебов" представлял собой пехотный строй, полностью состоявший из любовных пар мужчин. На протяжении 40 лет он постоянно одерживал победы, пока не был уничтожен Филиппом II Македонским в 338 г. до н. э. в битве при Херонее: все 300 членов отряда пали замертво или получили смертельные ранения. Подобная традиция не улучшила спартанскую демографию — раздельное обучение мальчиков и девочек поощряло такие связи и между женщинами, что приводило к поздним бракам. Спартанцы были элитным классом, владевшим огромным числом крестьян. Со временем из-за низкой рождаемости и больших потерь в непрерывных войнах они полностью исчезли.
Критяне постоянно поощряли гомосексуализм как средство контроля за приростом населения. В классические времена для критских подростков считалось вполне нормальным принимать ухаживания старших мужчин, и после обязательного обмена подарками и формальных встреч с родителями мальчик уходил и жил со своим любовником. Таким образом, последний должен был нести ответственность за содержание и обучение мальчика. Только когда мужчине было далеко за 20 или он переступил 30-летний рубеж, ему следовало подумать о браке, создать семью и обзавестись детьми.
Конечно, многие общества рассматривали гетеросексуальный брак как самый приемлемый и наилучший способ воспроизводства, однако в различных цивилизациях его форма сильно варьируется. Современное общество неодобрительно отнеслось бы к ритуализированному многоженству, однако это была обычная форма брака китайских императоров. Во времена правления династии Хань (202 г. до н. э.— 220 г. н. э.) китайскому императору полагалось иметь одну императрицу, 3 супруги первого ранга, 9 вторых по рангу жен, 27 жен третьего ранга и 81 наложницу. Эти числа в китайской нумерологии имеют магическое значение. Некоторые придворные дамы были "секс-секретарями", их работа заключалась в том, чтобы в нужный день император имел сексуальные отношения с соответствующей партнершей. Отсчет начинался с партнерши низшего ранга. Дни и часы таких брачных отношений заносились в дневник, каждая женщина в целях контроля обязана была носить серебряное кольцо, которое переодевалось с правой руки на левую после исполнения своего долга. Считалось, что таким образом император в течение месяца усиливал свою половую энергию путем систематического поглощения половых энергий своих партнерш. Эта тема стала доминирующей в литературе по сексу, которая начала появляться в Китае тех времен. Во времена династии Хань либерально относились к гомосексуализму, как и к сексуальности вообще, несмотря на то, что небылицы о средствах, усиливающих удовольствия во время физической близости, были широко распространены.
Во времена монгольских правителей (1260—1368 гг.) Китай коренным образом изменился, от стал пуританским обществом. Одним из проявлений этого нового настроения стала любопытная схема, известная под названием "Табель заслуг и дурных деяний", в которой перечислялись хорошие и плохие поступки и приводились баллы за различные виды оскорблений: "неподобающее содержание большого числа жен и наложниц" — 50 отрицательных баллов; "случайное касание руки женщины", если это действительно произошло "случайно" — 1 отрицательный балл, если с "похотливым намерением" — 10 отрицательных баллов, "если это произошло для оказания помощи в критическом положении" — 0 отрицательных баллов, но "если такая помощь вызвала вожделение" — 10 отрицательных баллов; "рассказывание женщинам непристойных историй" — 20 отрицательных баллов, но "если они рассказываются для того, чтобы устыдить женщин" — 0 отрицательных баллов.
Китай из известной позитивно ориентированной на секс культуры изменился в прямо противоположную сторону. В последующие века китайская стыдливость достигла такой степени, что даже не разрешала женщинам снимать одежды для медицинского осмотра и лечения (см. "Иглоукалывание" в разделе Медицина). К настоящему времени в мире осталось несколько обществ со свободными взглядами на секс. (Одним из них является Таиланд, поэтому сейчас он становится несчастной жертвой эпидемии СПИДа в результате секс-туризма.) Причины такого изменения отношения к сексу трудно определить. На Западе христианство (особенно римский католицизм) с его принципиально негативным отношением к сексу в значительной степени несет за это ответственность. Иудаизм и ислам разделяют это обвинение в меньшей степени, они (по крайней мере, первоначально) были менее одержимы "виной" за секс, которую христианство внушило человеку.