Пока ещё невозможно сказать, что созданы полноценные гостиничные цепи. Далеко не у всех управляющих компаний есть четкие внутренние концепции на внешнее управление, свои внутренние стандарты качества предоставляемых услуг, стандарты обслуживания, стандарты на все технологические процессы, стандарты контроля, стандарты подготовки кадров и другие внутрисетевые стандарты. Тем более невозможно пока говорить о раскрученности торговых марок, их пока знают эксперты отрасли, и лишь в малой степени - потребители гостиничных услуг. Но, это пока. Лет через 5-7 некоторые торговые марки можно будет назвать брэндом. И можно не согласиться с представителями некоторых западных гостиничных сетей, высказывающих сомнения по отношению достаточно долгого существования возникающих в России национальных гостиничных сетей и предрекающих им единственную перспективу - быть впоследствии поглощенными крупными западными монстрами. Будущее в индустрии гостеприимства - за развитием внутринациональных гостиничных цепей, которые за счёт здоровой конкурентной борьбы повысят качество предоставляемых услуг и позволят снизить цены на эти услуги. А это позволит существенно увеличить потоки всех типов туристов и на въездном и на внутреннем секторах туризма.
Примеры формирующихся российских гостиничных сетей
№ |
Название компании |
Отели |
город |
1 |
"Гелиопарк Отель Менеджмент" |
Heliopark Empire, Heliopark Country, Heliopark Emmaus, Heliopark Thalasso, Heliopark Old Estate, "Heliopark Приморская" |
Москва, Подмосковье, Тверская область, Псков, Сочи |
2 |
ОАО "Интурист Отель Групп" |
"Урал", "Космос", "Интурист-Новгород", пансионат "Камелия", "Пекин", "Московский Тракт", "Северная" и др. |
Москва, Великий Новгород, Ростов Великий, Сочи, Петрозаводск, Переславль-Залесский |
3 |
ООО "Юмако" |
"Катерина-Сити", "Катерина Ирис", "Конгресс Отель", "Катерина-Альпик", ТСГКК "Красная Поляна" |
Москва, Красная Поляна, Сочи |
4 |
"Вела Инвест" |
"Паллада" |
Москва |
5 |
Международное академическое агентство "Наука" |
"Академическая", "Узкое" |
Москва |
6 |
ЗАО "Гостиницы Алроса" |
"Алроса на Казачьем", "Петрополь", "Пансионат АК Алроса", "Пур-Наволок", "Зарница", "Полярная звезда" |
Москва, С.-Петербург, Анапа, Архангельск, Мирный, Якутск |
7 |
"Хоспиталити Менеджмент Групп" |
Сеть "Ассамблея", "Бородино" |
Москва |
8 |
"Сретенская" |
"Сретенская" |
Москва |
9 |
Сеть президент-отелей и здравниц Руси |
"Золотое Кольцо", "Президент-отель", "Арбат", 20 пансионатов в Подмосковье |
Москва, Подмосковье, Новгородская, Самарская, Курская, Тверская области, Ставропольский край |
10 |
"Амакс" (Amaks Grand Hotels) |
"Амакс Премьер-отель", "Турист", "Мста", "Валдайские зори", "Россия", "Золотое кольцо", "Спутник", "Южная", "Курган", "Турист", "Азов", "Турист", "Сафар-отель" |
Пермь, Уфа, Боровичи, Валдай, Великий Новгород, Владимир, Воронеж, Белгород, Курган, Ростов-на-Дону, Азов, Тамбов, Казань |
11 |
"Новтуринвест" (Novtourinvest Hotel Group) |
"Береста Палас", "Волхов", "Cадко", "Полисть" |
Великий Новгород, Старая Русса |
12 |
"Гринэкспресс" ГТК |
"Байкальские терема", юрт-кемпинг "Гармония", турбаза "Приют Старателей" |
Иркутск, Иркутская область, о. Ольхон |
13 |
"Пермтурист" |
"Алмаз Урала", "Урал", "Волна", "Сталагмит", "Северный Урал" |
Пермь, Пермская область |
Вернемся к уже упомянутым в начале Интуристу и Центральному совету по туризму и отдыху (ВЦСПС). В 2003 г. создается ОАО "Интурист отель групп"(IHG "Intourist Hotels Group") - дочерняя компания АФК "Система" с программой создания цепочки гостиниц туристического класса категории 3-4 звезды. На сегодняшний день у IHG 4 гостиницы в полной или долевой собственности и 5 - под управлением. До 2007г. планируется вложить в программу порядка $200 млн. Создание первой российской управляющей компании - такую амбициозную цель поставила перед собой "Интурист Отель Групп". На первых порах компания активно приобретала акции отелей, но целью все же ставится предоставление профессиональных услуг в качестве управляющей компании, а также варианты работы на базе франчайзинга. Основной целевой группой всех отелей формирующейся цепочки должны стать российские и иностранные туристы и бизнесмены.
В 2001г. создано ГУП "Сеть президент-отелей и здравниц Руси". В её ведении находятся коллективные средства размещения Управления делами Президента РФ: московские гостиницы "Золотое кольцо", "Президент-отель" и "Арбат" и более 20 пансионатов в Подмосковье, Сочи, Новгородской, Самарской, Курской, Тверской областях и в Ставропольском крае.
В 1998г. алмазная корпорация "Алроса" создает дочернюю управляющую компанию "Гостиницы "Алроса", которая управляет сегодня гостиницей "Алроса" в Москве, гостиницами "Зарница" в Мирном и "Алса" в Горно-Алтайске, базами отдыха в Анапе и Солнечногорске, гостиницей "Пур-Наволок" в Архангельске, гостиницей "Полярная звезда" в Якутске и строит туристическую гостиницу в Санкт-Петербурге.
AMAKS Grand Hotels является российской гостиничной сетью, основанной в 2004 г. и ориентированной на создание национального гостиничного брэнда в сегменте “3–4 звезды”. Под управлением AMAKS находятся 14 гостиниц в Перми, Великом Новгороде, Уфе, Белгороде, Воронеже, Кургане, Ростове-на-Дону и Азове. В большинстве гостиниц компания владеет контрольными пакетами. Почти все они приобретены в течение 2004 г. AMAKS предпочитает приобретать проблемные гостиницы и, меняя систему управления и проводя поэтапную реконструкцию, выводить их на уровень “3-4 звезды. Пермский “Турист” — первый отель в сети, который принадлежит владельцам AMAKS с 2001 г. Сейчас компания сосредотачивает силы на развитии купленных отелей, совершенствовании сервиса и формировании корпоративной культуры, стандартизации процессов и пр. Стратегическими задачами и целями компании является развитие современной и конкурентоспособной гостиничной сети в России и за ее пределами, а также развитие, популяризация имеющихся и создание новых туристских маршрутов на рынке внутреннего и въездного туризма в России. Компания АМАКS grand hotels с самого начала своей деятельности поставила перед собой цель создания в России гостиничной цепочки, объединенной единым брендом, высоким уровнем качества, системным подходом к реконструкции и развитию отелей, сохранению национальных традиций гостеприимства. Компания отрабатывает на практике принципы существования отелей в цепи, учитывая специфику существования в российских условиях.