5. Решение проблемы. Предполагает признание различия во мнениях и готовность ознакомится с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон.
Стратегия поведения руководителя при разрешении межличностных конфликтов
Ре Решение проблемы
Сглаживание Компромисс
Уклонение Принуждение
Степень внимания сторон к взглядам друг друга
Работа руководителем является управлением действиями людей с целью получения конкретного результата. Это предполагает, что руководитель хорошо знает себя, свои возможности и способности. Он должен хорошо знать и своих подчиненных, их интересы на работе и в жизни. Чем лучше руководитель знает своих подчиненных, тем больше у него возможностей для успеха. Работа руководителя заключается в том, что он оказывает влияние на других индивидуально или в составе группы. В настоящее время все больше распространяется форма управления группой, что предполагает готовность и умение руководителя действовать в качестве ее члена. Управление группой – более сложное дело, чем индивидуальное руководство. Поэтому следует развивать себя, прежде всего как руководителя группы.
К основным качествам руководителя относятся необходимость быть примером и опорой для других; именно с него подчиненные берут пример, как надо планировать свое рабочее время и действовать эффективно. Руководитель работает у всех на виду и вместе со всеми, а если он сторонится группы, то не способен оказывать эффективное влияние на результаты работы. Далее, он должен быть досягаемым: когда и в какое время – целиком зависит от принятого способа управления.
В обязанности руководителя, особенно в небольших организациях и на невысоких уровнях управления, входит готовность при необходимости выполнять работу своих подчиненных. В этом отношении руководитель должен быть образцом для других. Он может, например, выполнять временно работу своих подчиненных в пиковых ситуациях и во время отпусков персонала. Усвоение трудовых операций, выполняемых подчиненными, может происходить, например, во время ознакомления с производством.
Какой руководитель считается хорошим? Какими он должен обладать качествами? По этим вопросам уже в течение многих лет составлялись разные перечни, в которых давалась весьма подробная картина требований к руководителю. Приведенный ниже список не является полным, он предназначен главным образом для лиц, желающих провести самооценку своей деятельности.
Эффективный руководитель должен обладать следующими качествами:
1. положительно относиться к новшествам и активно поощрять руководимую им организацию к проведению преобразований и к совершенствованию, ставя соответствующие цели и задачи;
2. заботиться о том, чтобы руководимая им организация использовала все новейшие достижения в своей области;
3. поощрять персонал к ответственности и ратовать за проведение эффективных групповых дискуссий;
4. давать четкие задания: что делать, когда и как;
5. поощрять персонал за хорошую работу и критиковать только тогда, когда это действительно необходимо;
6. всегда оказывать помощь, когда в ней нуждаются;
7. придерживаться своей целенаправленной линии даже в кризисной ситуации, не бросаться из одной крайности в другую;
8. Неукоснительно соблюдать правила, принятые организацией;
9. принимать решения и действовать;
10. быть требовательным к себе и другим, не обрушиваться на работников без достаточных на то оснований, критиковать конструктивно с целью улучшения работы;
11. поощрять персонал к высказыванию своего мнения и стремиться использовать его для эффективного сотрудничества;
12. не боятся риска;
13. уметь хорошо и успешно слушать;
14. определять проблемы, связанные с использованием времени в организации, располагать их в порядке важности и принимать целенаправленные меры к их решению;
15. не переносить дела, а решать их вовремя, устанавливая для себя жесткие нормы времени;
16. не стремиться во всем к совершенству;
17. быть человечным.
Эффективность работы руководителя зависит как от него самого, так и от его подчиненных. Эффективность работы руководителя снижается, если он:
1. не планирует работу ни свою, ни своего участка;
2. выполняет сначала приятную и знакомую работу;
3. не доверяет своим подчиненным и выполняет их работу сам, поскольку это, по его мнению, быстрее;
4. слишком основателен и не умеет использовать своих подчиненных в интересах работы;
5. направляет работу персонала непосредственно, вместо того, чтобы руководить путем постановки целей и задач, опираясь на самоуправление;
6. принимает слишком много решений за подчиненных, считая, что таким путем держит все нити управления в своих руках, хотя на самом деле тормозит их развитие в вопросах принятия решений и перегружает себя работой;
7. не знает своих подчиненных и не интересуется ни их работой, ни личными планами на будущее;
8. не хочет или не умеет разговаривать откровенно со своими подчиненными;
9. не верит в способности подчиненного;
10. не определяет порядок срочности и важности своих работ и не составляет план рационального использования рабочего времени.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Рассмотрим на примере, как влияет руководство на эффективность работы коллектива.
Название организации |
ЗАО Компания «Интеграл», штат – 80 человек |
Вид деятельности |
Оптовая торговля |
Направление деятельности |
Табачные изделия |
Стратегия |
Стратегия прибыльности |
Тип организационной структуры |
Функциональная структура |
Стиль руководства |
Смешивание стилей |
Стимулирование |
В основном негативные способы |
Конфликты |
В основном с дисфункциональными последствиями |