Приведенные примеры иллюстрируют зыбкость границы между СМ и «черным PR».
Заключение
«Похоже, что PR можно считать бизнесом XXI века, — пишет на страницах «Известий» О.Антонова. — Например, за последние 15 лет доля стоимости репутации в общей стоимости западных компаний возросла с 18 до 82%. То есть если компания стоит $40 млн, то $32,8 млн стоит ее репутация, которую и создает PR. A повышение репутации на 1% дает рост рыночной стоимости акций фирмы на 3%!».[16]
Во всем мире СМ давно и прочно вошел в орбиту PR. С другой стороны, PR – важная составляющая комплекса мероприятий в рамках кризисного управления.
В целом СМ и кризисный консалтинг – это комплекс высокоэффективных технологий, ориентированных на прогнозирование, выявление и предотвращение кризиса, управление им и выход из него, а также регулирование его последствий. Сюда же относятся методики поддержания и оперативной коррекции имиджа, адаптации к новым условиям, нейтрализации негативных технологий.
В данной курсовой работе автор рассмотрел основные понятия СМ, преимущественно как технологии ведения конкурентной борьбы в рыночной экономике.
Рассмотрены кризисы и их структура, терминология (неоднозначно формулируемая авторами анализируемых публикаций), технологии СМ – в частности – на конкретных примерах.
Ограниченный объем работы не позволил более подробно остановиться на ряде интересующих автора вопросах: СМ в политике, СМ и СМИ, СМ и имидж, адаптационный PR, манипуляционные технологии в СМ.
[1] Ольшевский А.С. Антикризисный PR и консалтинг. – СПб.: Питер, 2003.
[2] Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз от бизнеса до политики. – М.: Финпресс, 2000.
[3] Ольшевский А.С. Антикризисный PR и консалтинг. – СПб.: Питер, 2003.
[4] Афанасьев Г.Л. Crisis management - секретное оружие Запада в конкурентной борьбе // Российский рынок рекламы. Стратегия успеха: материалы международной конференции, Москва, 27-28 мая 1997 г.
[5] Афанасьев Г.Л. Краткий курс Crisis Management (управление кризисами) // Советник, 1998-1999.
[6] Афанасьев Г.Л. Crisis management - секретное оружие Запада в конкурентной борьбе // Российский рынок рекламы. Стратегия успеха: материалы международной конференции, Москва, 27-28 мая 1997 г.
[7] Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия // Центр экстремальной журналистики Союза журналистов России. - www.cjes.ru/lib
[8] Ольшевский А.С. Антикризисный PR и консалтинг. – СПб.: Питер, 2003.
[11] Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2000.
[12] Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973.
[13] Леонов Н.С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях. - М., 1996.
[14] Афанасьев Г.Л. Crisis management - секретное оружие Запада в конкурентной борьбе // Российский рынок рекламы. Стратегия успеха: материалы международной конференции, Москва, 27-28 мая 1997 г.
[15] Ольшевский А.С. Антикризисный PR и консалтинг. – СПб.: Питер, 2003.
[16] Известия, 11.01.2000.