Существующая система образования является симбиозом административной системы бывшего СССР и элементов рыночной экономики переходного периода РФ. Рассмотрим основные недостатки и проблемы образования по четырем главным уровням (ступеням) профессионального образования:
1. Начальное профессиональное образование (ПТУ, училища):
· падение объемов производства в отраслях производственной сферы в два и более раза, сокращение прямых заказов на подготовку рабочих и финансовой помощи со стороны крупных и средних предприятий;
· нарастание технологического разрыва по сравнению с развитыми капиталистическими странами в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи;
· недостаточное государственное финансирование начального профтехобразования и контроля за процессом его реструктуризации;
· сокращение рождаемости населения, рост наркомании и малолетней преступности и потеря престижности начального профтехобразования;
· низкая и несвоевременная оплата труда, старение преподавательского состава, уход высококвалифицированных преподавателей в сферу малого бизнеса;
· слабая материально-техническая база учебных заведений профтехобразования, особенно в депрессивных отраслях (радиоэлектроника, металлообработка, легкая промышленность и др.).
2. Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи):
· недостаточное государственное финансирование из бюджета и контроль за процессом реструктуризации среднего профессионального образования ("либеральная реформа");
· рост платного обучения по гуманитарно-экономическим специальностям, что приводит к потере отраслевой направленности учебных заведений СПО;
· низкая и несвоевременная оплата труда преподавательского состава, изменение профессиональной специализации преподавателей в связи с массовой "гуманитаризацией" техникумов;
· старение материально-технической базы учебных заведений, недостаточная компьютеризация и информатизация образования, особенно в депрессивных отраслях народного хозяйства.
3. Высшее профессиональное образование (университеты, академии, институты):
· увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами и снижение конкурентоспособности отечественного высшего образования;
· недостаточное государственное финансирование вузов в размере 30-60% от планового бюджета, что вынуждает развивать платное образование по непрофильным специальностям для вузов;
· слабая материально-техническая база, особенно в передовых и наукоемких отраслях;
· низкая оплата и старение преподавательского состава, снижение общественного статуса ученого-педагога, многочисленность вспомогательного персонала вузов (до 50% от штатной численности);
· невысокая списочная численность студентов вузов (менее 5 000 чел.). Западные университеты имеют численность от 20 000 до 50 000 чел., а Римский университет - 174 000 чел.
· сокращение потребности народного хозяйства в специалистах I уровня квалификации ("техников") из-за общего кризиса в отраслях материального производства и рост потребности в специалистах II уровня (бакалаврах и специалистах) со стороны рыночных структур (банков, страховых компаний, малых предприятий);
· возрастающая конкуренция госвузов по приему студентов на специальности экономического и юридического профиля, лицензирование этих специальностей в технических госвузах, что приводит к утрате отраслевой специализации и превращению технических и педагогических вузов в "псевдоуниверситеты";
· усложненная, бюрократизированная система лицензирования, аттестации и аккредитации вузов каждые 5 лет по линии МО РФ, что вызывает отвлечение значительных средств и сил руководства вузов на бюрократию;
4. Дополнительное профессиональное образование (институты, ИПК, школы бизнеса, центры образования и др.):
· распад отраслевой системы управления народным хозяйством в начале 90-х годов привел к "спонтанному разрушению" системы повышения квалификации (отраслевых ИПК);
· сокращение прямых заказов на подготовку кадров руководителей и специалистов со стороны крупных и средних предприятий и отраслевых министерств;
· недостаточное государственное и региональное финансирование в сфере дополнительного образования (специалисты ВПК, переподготовка военнослужащих, обучение безработных);
· слабая материально-техническая база учебных заведений дополнительного профессионального образования, особенно в передовых и наукоемких отраслях;
· переход от среднесрочных программ продолжительностью от 3-х до 12-и месяцев к краткосрочным программам из-за недостатка бюджетных средств и низкой платежеспособности населения ("суррогатные программы");
· низкая оплата труда преподавательского состава ИПК, вынуждающаяихуходить в вузы или подрабатывать в нескольких учебных заведениях в ущерб росту квалификации;
§ процесс "спонтанного" превращения ИПК в филиалы столичных вузов (СГИ, РОУ, МЭСИ, ЛИНК и др.) с изменением их традиционной отраслевой специализации;
· сложности интеграции ИПК (вхождение, соединение, слияние) в крупные региональные университеты или академии;
· отсутствие государственного статуса программы MBA (Master of Business Administration) и общественного признания ее как главной программы профессиональной подготовки руководителей высшего и среднего звена управления;
· отсутствие перспективной государственной программы развития бизнес-образования, за исключением "президентской программы".
Важнейшее звено американской системы образования - высшие учебные заведения. В 1999 г. численность студентов вузов и средних специальных учебных заведений превысила 14,3 млн. человек, а это более трети общего числа молодых американцев. Из них 8,8 млн. человек обучаются в университетах и четырехгодичных колледжах, 5,5 млн. - в двухгодичных колледжах, дающих послешкольное специальное образование. Общие ассигнования на высшее и среднее специальное образование в США в 1997 г. составили 224,5 млрд. долл. (142,6 млрд. тратится в государственном секторе и 81,9 млрд. - в частном).
Во второй половине 90-х годов в стране насчитывалось 3681 учреждение высшего образования (1594 государственных, 2087 частных). Они охватывают весьма широкий спектр университетов и четырех- и двухгодичных колледжей, заметно отличающихся как по качеству образования, так и по стоящим перед ними задачами. Учитывая большое разнообразие учреждений высшего образования, "Фонд Карнеги за совершенствование обучения" предложил, в частности, следующую классификацию всех существующих институтов американской высшей школы, включающую десять основных категорий вузов в зависимости от количества обучаемых в них студентов, масштабов финансирования научных исследований и количества предлагаемых учебных курсов.
К первой группе отнесены так называемые исследовательские университеты первой категории, предлагающие широкий набор программ для получения начальной научной степени - бакалавра, присваиваемой после четырехлетнего обучения, что позволяет продолжить учебу в аспирантуре и проводить исследования. В этих университетах присуждаются как минимум 50 степеней доктора наук, и они получают не менее 40 млн. долл. ежегодно в качестве государственной поддержки (независимо от частного или государственного статуса университета).