· подготовка кадров рассматривается как двойные инвестиции - в человека и в производство.
Наибольшее внимание в учебном процессе в большинстве компаний уделяется улучшению качества продукции и повышению производительности труда. Например, в учебном центре компании "Моторола" из 67 преподаваемых курсов 25 непосредственно посвящены этим вопросам. В компании "Кор-нинг глас" все рабочие посещают специальный трехдневный семинар по проблемам улучшения качества продукции. Интересен также опыт данной компании в области профессиональной ориентации нанимаемых ею специалистов, которая длится более полутора лет. В программу входит изучение как общих, так и специальных курсов, связанных с работой в конкретных подразделениях. Они включают, в частности, следующие темы: "Технологии, используемые в компании", "Подходы к проблеме качества", "Финансовое и стратегическое управление", "Управление производством и оплата труда", "Соглашения между работниками и работодателями", "Оценка работника", "Управление информацией" и др.
В целом можно констатировать, что подготовка и переподготовка кадров в компаниях приобретает перманентный характер. Предприниматели приходят к осознанию того, что без налаженной системы подготовки кадров нельзя добиться эффективного функционирования производственной техники, особенно новых ее поколений; что отсутствие такой системы не позволит внедрять прогрессивные формы и методы организации и рационализации труда. При этом в стратегии профессиональной подготовки рабочих и специалистов на фирмах все более явным становится отход от узкопрофессиональной модели. Приоритет отдается не подготовке "частичных" работников (когда осваиваются конкретные навыки), а получению более системного общего образования, позволяющего рабочим и служащим быстрее адаптироваться к сложной современной технике, ориентироваться в программировании, основах психологии. Уже сегодня многие крупные корпорации значительную часть своих капиталовложений расходуют на профессионально-техническую подготовку кадров. В корпорации" Форд" в середине 90-х годов доля такой подготовки составляла 25%, на "Крайслере" - 35%. Судя по всему, и в дальнейшем внимание к роли человеческого фактора в производстве будет возрастать.
Российский опыт
Разумеется, Россия тоже понимает, что развитие персонала должно быть одной из основных задач, которые ставятся перед компаниями в долгосрочной перспективе. Рассмотрим это на опыте по созданию Школы подготовки персонала как реализации системы непрерывного «фирменного» профессионального обучения в Учебном центре ОАО «Газпром».
Важное место в кадровой политике ОАО «Газпром» занимают обучение и развитие персонала всех уровней. Происходит переход от эпизодического повышения квалификации к новой, интегральной концепции — развитию человеческих ресурсов.
В Газпроме создана и успешно развивается Система непрерывного «фирменного» профессионального обучения (СНФПО). Она подразумевает, в частности, повышение квалификации руководителей и специалистов в соответствии с предварительно разработанной перспективой их роста.
Учебный центр ОАО «Газпром» является головным отраслевым учебным подразделением, который осуществляет повышение квалификации руководителей, кадрового резерва руководителей высшего уровня, молодых специалистов, специалистов администрации Газпрома по направлениям: менеджмент, экономика и финансы, законодательство и право, современные компьютерные технологии и др.
Основной формой обучения являются краткосрочные семинары. В то же время, Учебный Центр исповедует такую концепцию обучения, которая предполагает переход от отдельных проблемных семинаров к системе, обеспечивающей непрерывность профессионального обучения сотрудников различных категорий на все время их работы в Газпроме.
Школы подготовки персонала — это одна из форм реализации этой концепции. Следует отметить, что практика создания Школ подготовки персонала на базе Учебного центра для различных категорий работников Газпрома стала в последние годы одним из элементов СНФПО.
Особенно необходимо выделить методическую проработку обучения в Школах подготовки персонала. В Учебном Центре разработаны учебные планы, программы, все необходимое методическое обеспечение для обучения в следующих школах:
• Школа первых руководителей;
• Школа резерва кадров руководителей;
• Школа молодых специалистов;
• Школа кадровиков;
• Школа секретарей;
• Школа референтов;
• Школа преподавателей.
Первостепенное внимание уделяется Школе резерва кадров руководителей, в которой обучается высший уровень резерва — резерв номенклатуры ОАО «Газпром». В Центре разработана концепция обучения резерва кадров (рис. 1).
Согласно этой концепции, главная цель обучения — подготовить новый тип руководителя, в совершенстве владеющего знаниями, которые необходимы для успешной и эффективной работы в условиях рыночной экономики, при сохранении и приумножении лучших традиций подготовки руководителей отечественной газовой промышленности.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
• существенно повысить компетентность руководителей в решении проблем, стоящих перед газовой отрас-
лью, информировать о перспективах ее развития;
• научить руководителей мыслить экономическими категориями, добиваться высоких производственных результатов, уметь их увязать с интересами подчиненных;
• ознакомить руководителей с методами формирования на предприятии нормальных деловых отношений и благоприятного психологического климата;
• привить руководителям потребность к постоянному самосовершенствованию;
• на конкретных примерах показать лучшие образцы проявления творческой инициативы, предприимчивости, способности к инновациям.
Основой обучения в Школе резерва кадров является гибкая программа на базе учебных модулей
Учебный модуль обычно бывает посвящен определенной дисциплине, соответствует квалификационным требованиям к профессии и должности и удовлетворяет государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования.
Перечень изучаемых дисциплин во многом определяется профессиональным составом кадрового резерва. Это главным образом специалисты-«технари» по образованию, прошедшие все ступени карьерной лестницы и выдвинутые в резерв высших управленцев. Все они являются профессионалами высокой квалификации в сфере своей деятельности. В процессе своего должностного роста они овладели также управленческими навыками, методами современного менеджмента. Однако большинство из них нуждается в систематизации знаний, а также в восполнении пробелов в вопросах экономики, финансов, психологии, делового общения и этикета и т.д.
Значительное внимание при обучении уделяется гармоничному развитию личности руководителей, повышению их образовательного и культурного уровня.