Для каждого подразделения организации существуют собственные цели.
Цели подразделений должны входить в цели организации как часть целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений. Задачи менеджмента – координировать деятельность подразделений, устраняя противоречие целей.
Все подразделения, а также отдельные работники, и служащие, и специалисты,
И руководители взаимосвязаны в единую структуру.
СТРУКТУРА – каркас организационной системы, «скелет» организации, ее внутреннее устройство. Структура отражает распределение внутри организации прав, ответственности, взаимодействия между уровнями управления и подразделениями.
ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ – являются: 1. ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, 2. ОРГАНЫ
АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ, 3. ОТДЕЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ (руководители, специалисты).
Отношения между элементами структуры создаются горизонтальными и вертикальными связями.
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ являются одноуровневыми и носят характер СОГЛАСОВАНИЯ.
ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ создают отношения подчинения (ИЕРАРХИЮ).
При передаче управленческих полномочий сверху вниз возникают УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ.
Важным аспектом организационной структуры является СФЕРА КОНТРОЛЯ
( норма управляемости) – количество лиц, находящихся в непосредственном
подчинении у одного руководителя.
ШИРОКАЯ сфера контроля уменьшает количество уровней управления,
Структура становится более плоской, происходит централизация власти.
УЗКАЯ сфера контроля приводит к созданию многоуровневой структуры, и как следствие, к увеличению расходов на управление, создает дополнительные сложности в работе.
КАК ПРАВИЛО, чем выше уровень управления, –тем меньше сфера контроля.
Между элементами структуры существуют сложные отношения взаимозависимости.
Изменяя один элемент структуры, порой необходимо всю ее пересматривать.
Чем больше элементов и уровней управления в структуре, тем сложнее управление.
При создании структуры необходимо увязывать ее с целями организации,
Оптимально распределять работу между подразделениями и работниками, учитывая специализацию. КАК определить объем работы? Для этого для подразделений и работников руководство устанавливает ЗАДАЧИ.
ЗАДАЧА – это работа, серия работ, часть работ, которая должна быть выполнена определенным образом и в определенный срок. Задачи определяются для конкретной должности, подразделения. Задачи могут быть описаны в ПОЛОЖЕНИЯХ (для подразделений), В ДОЛЖНОСТНЫХ ИНСТРУКЦИЯХ.
В современном производстве характер задач тесно связан со специализацией.
Определяя для должности задачи, необходимо учитывать индивидуальные особенности исполнителя.
Выполнение задачи предполагает использование конкретной технологии.
ТЕХНОЛОГИЯ – средство ( способ) преобразования сырья (материалы, люди, информация) в готовый продукт (услугу).
КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ.
1. ЕДИНИЧНОЕ, МЕЛКОСЕРИЙНОЕ, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
2. МАССОВОЕ, КРУПНОСЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
3. НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
Выбор конкретной технологии зависит от целей фирмы, вида деятельности, выпускаемого продукта, услуги. Пригодность данной технологии определяет потребитель, делая свой выбор.
И последний, наиболее важный фактор внутренней среды – персонал организации.
Так как любая организация – это, прежде всего люди, руководство занимается
Вопросами поведения людей как личностей, поведением людей в группах, влиянием лидеров на группу.
Какие аспекты поведения людей важны:
ОЖИДАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ СПОСОБНОСТИ ЦЕННОСТИ
ВОСПРИЯТИЯ ТАЛАНТ ЦЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ.
Также важны: РАБОЧАЯ СРЕДА ЛИДЕРЫ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ.
РЕЗЮМЕ: Все факторы внутренней среды взаимосвязаны. Изменение одной из них
В определенной степени влияет на другие. Так, например, совершенствование технологии не обязательно ведет к повышению производительности, если эти изменения отрицательно сказываются на людях.
Определение стратегии фирмы требует от менеджера проведения СИТУАЦИОННОГОАНАЛИЗА. Цель внутреннего ситуационного анализа – оценка ресурсов фирмы по отношению к внешней среде.
Во внутренней среде оцениваем: производственные мощности, сбытовой потенциал,
Материальные и финансовые возможности, кадровый потенциал и др.
«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА»
ВНЕШНЯЯ СРЕДА – совокупность всех факторов внешнего окружения фирмы, которые прямо или косвенно оказывают влияние на ее деятельность.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ:
1. СЛОЖНОСТЬ – множество факторов, которые составляют внешнюю среду фирмы.
2. ИЗМЕНЧИВОСТЬ (ПОДВИЖНОСТЬ) – скорость, с которой происходят изменения.
3. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ внешней среды – недостаточное количество информации о среде, недостоверность данной информации.
4. ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ всех факторов внешней среды.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ:
ФАКТОРЫ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:
1. РЫНОЧНЫЕ; 2. ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ.
ФАКТОРЫ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: 1. ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКИЕ;
2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ
3 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ.
Анализ рынка предполагает изучение таких рыночных факторов, как ПОСТАВЩИКИ, ПОТРЕБИТЕЛИ, КОНКУРЕНТЫ.
АНАЛИЗ РЫНКА предполагает, а проведение анализа потребительского спроса, покупательной способности, емкости рынка, позволяет определить длительность стадии спроса и сделать прогноз жизненного цикла товара.
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ ВКЛЮЧАЕТ:
Позиции конкурентов на рынке, объемы продаж, характер выпускаемой продукции, цена, марка, упаковка, услуги, маркетинговая стратегия, ценовые методы, финансовое положение фирмы, наличие патентов, ноу-хау и пр.
АНАЛИЗ ПОСТАВЩИКОВ предполагает:
Для поставщиков сырья: надежность, цена, условия поставок, качество, сроки.
АНАЛИЗ ПОСТАВЩИКА ФИНАНСОВ предполагает анализ отношений с финансовыми институтами. Изучается потребность в кредитах, займах, условия погашения и пр.
Анализируя ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, учитываем: экономическое положение страны – валютная система, денежная система, налоговые ставки, инфляция, уровень жизни, индекс стоимости жизни, покупательная способность граждан.
Анализируя СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, исследуем демографические характеристики – численность населения, состав населения, возраст, географическое распределение, а также уровень культурного развития, особенности, ценности в обществе.
АНАЛИЗ РЫНКА заканчивается составлением прогноза развития рынка или по товару или по отрасли. На основании прогноза планируется производственная и сбытовая деятельность фирмы.
Управление – это сложный процесс, предполагающий определенную последовательность действий менеджера во времени и пространстве. В чем же содержание управленческой деятельности?
Управлению присущи определенные функции, отражающие его содержание.
Структурно-содержательный аспект управления, или состав видов деятельности, характеризующих содержание управления, можно представить следующим образом: