Понятие МЕНЕДЖМЕНТ применяется к управлению социально – экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.
МЕНЕДЖМЕНТ –тип управления, отвечающий потребностям рыночной экономики, управление в условиях рынка.
Содержание менеджмента состоит в достижении фирмой определенных результатов в ход предпринимательской деятельности.
ФИРМА – любая организационно-хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность и преследующая коммерческие цели.
МЕНЕДЖМЕНТ относится к тем категориям фирм, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли, независимо от характера деятельности.
Менеджмент охватывает не только деятельность промышленных фирм, но и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиничных и транспортных компаний, и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.
Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков:
Внутрифирменное управление
Управление производством
Управление персоналом.
Управление – специфический вид человеческой деятельности, появившийся в ходе разделения и кооперации общественного труда.
Сущность управления, его специфика определяются задачами, которое оно решает, а также предметом, средством, продуктом управленческого труда.
Основная цель управления – создание необходимых условий (организационных, технических, социально-психологических) для выполнения задач, поставленных перед коллективом фирмы, координация и согласование совместной деятельности работников для достижения запланированных результатов.
Предмет управленческого труда – информация, т.е. управленческий труд, имеет информационную природу.
ПРОДУКТ управленческого труда – УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ (воздействие).
УПРАВЛЕНИЕ – МНОГОГРАННЫЙ ПРОЦЕСС, требующий от человека творческого подхода. Решения, принимаемые управленцами, зависят не только от их знаний науки управления и квалификации, но и от личностных качеств, практического опыта, интуиции. Использование этого – уже ИСКУССТВО управления.
силу многообразия и сложности управленческого труда возникает необходимость разделения его между различными группами управленческих работников.
В зависимости от их роли в процессе управления выделяют три группы работников:
1. РУКОВОДИТЕЛЬ - возглавляющий определенный коллектив работник, наделенный правом принятия решений и несущий всю полноту ответственности за результаты работы данного коллектива, (синоним слово «менеджер»)
2. СПЕЦИАЛИСТ – работник, выполняющий определенную функцию управления.
Они анализируют собранную информацию, готовят варианты решений для руководителя. К ним относятся: экономисты, бухгалтеры, юристы, маркетологи, инженеры, технологи и др. Главная особенность их деятельности: они жестко ограничены в своей деятельности приказами, инструкциями, квалификационными требованиями. В их работе преобладают логические операции, но не исключено и творчество.
3. СЛУЖАЩИЕ – технические исполнители – работники, обслуживающие труд руководителей и
специалистов, выполняют информационно-технические операции. К ним относятся: секретари, референты, работники архива, канцелярии. Особенность их труда: используются стандартные
процедуры, преобладают технические операции.
Итак, главную роль в управлении играет руководитель (менеджер). В зависимости от отношения к собственности фирмы выделяют:
1. «Классических менеджеров» - руководителей, управляющих государственными или частными организациями на условиях найма.
2. «Менеджеры – совладельцы» - руководители акционерных обществ, работающие по найму и одновременно имеющие акции своей фирмы.
3. «Менеджеры – предприниматели» - частные собственники, преимущественно мелких фирм, лично управляющие ими. ТРЕБОВАНИЯ К МЕНЕДЖЕРАМ:
Специфика управленческого труда и многообразие выполняемых функций обуславливают особые требования, предъявляемые к менеджерам. К ним относятся:
Профессиональная компетентность,
Общая подготовка по менеджменту,
Знания техники и технологии производства,
Знание экономики, права, психологии, педагогики,
Владение навыками администрирования,
Умение самостоятельно принимать решения,
Чувство нового, умение предвидеть,
Умение обработки и оценки информации, использование ее в управлении,
Умение работать в стрессовых ситуациях.
И ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО – УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ЛЮДЬМИ.
Всем организациям – фирмам, компаниям, корпорациям – необходим менеджмент.
Можно говорить о том, что объектом управления для менеджеров являются не просто люди, а организации. Существуют спортивные, военные, творческие, производственные и другие организации. Но все они имеют общие черты:
1. Объединение людей.
2. Общая цель.
3. Совместная деятельность.
4. Определенные границы.
5. Разделение труда.
6. Зависимость от внешней среды
КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ.
1. По виду деятельности:
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ
производственные, политические партии, союзы,
посреднические ассоциации, блоки, фонды,
обслуживающие: церковь, организации науки,
банки, туристические, культуры, спортивные,
транспортные, экологические организации.
Аудиторские и др.
2. По источникам финансирования:
БЮДЖЕТНЫЕ НЕБЮДЖЕТНЫЕ
(предпринимательские)
3.По признаку собственности:
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (почта, телеграф, добывающая промышленность)
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ (транспорт, здравоохранение, культура и др.)
ЧАСТНЫЕ
СМЕШАННЫЕ (АО).
4. По правовому положению:
АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА
ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
ЧАСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
КООПЕРАТИВЫ
УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
5. По размерам:
МАЛЫЕ СРЕДНИЕ КРУПНЫЕ
Любая организация – сложная открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных, взаимозависимых, взаимовлияемых элементов.
Внутренняя среда - это совокупность ситуационных факторов (организационных, технических, экономических, социальных) внутри организации.
Можно выделить основные факторы внутренней среды организации, которые оказывают наибольшее воздействие на ее деятельность и требуют особого внимания менеджеров.
Это ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ТЕХНОЛОГИЯ, ПЕРСОНАЛ.
Так как организация – это группа людей, объединенная общей целью, цель – это главное, что связывает людей в организацию.
ЦЕЛЬ – конкретный желаемый результат, то к чему стремится организация.
ЦЕЛЕПОСТАНОВКА – первый этап любой управленческой деятельности.
Цели бывают стратегические и тактические, глобальные и локальные,
Общественные и личные. Существует и главная цель для любой организации –
МИССИЯ – смысл ее существования.