ВВЕДЕНИЕ
Широкий общественный интерес к менеджменту на протяжении последних лет тесно связан с появлением и развитием школ бизнеса или школ менеджмента. Разнообразие в содержании программ бизнес-школ создает большое количество проблем выбора у потенциальных студентов. Обычно усугубляет эти проблемы недостаток достоверной информации о качестве той или иной программы подготовки. Наиболее остро этот вопрос стоит перед желающими получить высший и общепризнанный в мире уровень менеджерской квалификации МВА (Master of Business Administration). Сегодня существует возможность получить степень МВА в любой стране мира. Но лидером науки управления, исследований в области бизнеса и менеджмента является США. Только зарегистрированных, имеющих официальный сертификат Американской ассамблеи университетских школ бизнеса, программ в области бизнеса и управления в Америке свыше 1300, в том числе 600 – это школы бизнеса, самостоятельно действующие в рамках многопрофильных университетов. Более 70 периодических изданий, свыше 10 издательств специализируются на литературе по управлению и бизнесу.
Первыми степень МВА получили выпускники бизнес школы Дортлеутского колледжа штата Нью-Хэмпшир в 1901 г. Квалификация МВА быстро получила признание среди студентов и работодателей. Это связано с тем, что преподававшиеся дисциплины были тесно связаны с потребностями производства и рынка.
Система образования по бизнесу и менеджменту, как и большинство других специальностей, является в США трехступенчатой. После окончания средней школы, проучившись 4 года в университете или колледже, можно получить степень бакалавра. Далее следует двухгодичное образование по магистерским программам: «магистра делового администрирования» (МВА), «магистра науки управления» (MMS), «магистра международного менеджмента» (MIM) и т.д.
Обычно на магистерские программы поступают люди в возрасте 25-30 лет, имеющие кроме степени бакалавра не менее 2-х лет практической работы. Степень магистра, присваиваемая в результате обучения, не является ученой. Эта степень скорее «профессиональная», говорящая о том, что получивший ее выпускник имеет не только теоретические, но и практические знания и навыки в области бизнеса и менеджмента на основе разбора большого количества управленческих ситуаций, участия в управленческих играх, стажировок в крупных фирмах, за границей и т.п. Программы МВА – основные для школ бизнеса, особенно ведущих. Они отличаются высокой интенсивностью учебы и гарантируют высокое качество специалистов. За выпускниками первой десятки наиболее котирующихся школ бизнеса идет настоящая охота. Гарвардская школа бизнеса уже много лет занимает первое место. Ее постоянный соперник – Стэнфордская школа бизнеса. Ведущие места занимают Уортонская школа в Пенсильвании, Слоуновская школа в Массачусетском технологическом институте, школа бизнеса Мичиганского университета и др. В последнее время широко распространяются вечерние программы обучения по магистерским программам для руководителей-практиков высшего звена (Executive МВА).
Третьей ступеней обучения бизнесу и управлению являются программы, ведущие к получению степени доктора философии (Ph.D.). Они предусматривают 3-4 годичное обучение с обязательной защитой диссертации и присвоением ученой степени доктора философии. Это ученая степень. Те, кто ее получают, не намереваются становиться менеджерами – практиками, а будут заниматься исследованиями и преподаванием в этой области, либо профессиональной работой плановика, аналитика на фирмах. Высокое качество доктора философии в университетах США определяется освоением огромного массива научной литературы и многочисленными специальными курсами по предмету. На программу доктора философии поступают аспиранты, имеющие степень бакалавра, а иногда – степень магистра. В этом случае срок обучения уменьшается. Эта американская система является весьма разветвленной, гибкой и дорогостоящей. Если какие-то магистерские программы перестают пользоваться спросом, их заменяют другими. Чтобы усилить связь науки и практики, многие школы бизнеса предпочитают брать в преподаватель людей, проработавших в фирмах на руководящих должностях, и в то же время имеющих степень доктора философии, опытных в обучении и научных исследованиях. Профессора, прошедшие такого рода «ротацию» - это особая, очень ценная для школ бизнеса категория преподавателей.
Следует однако подчеркнуть, что американский путь подготовки менеджеров – не единственный в мировой практике. Первые бизнес-школы в Европе были открыты в Великобритании в Лондоне и Манчестере. Это произошло только в 1967 году. Несколько позже бизнес-школы появились в континентальной Европе. В настоящее время в ведущей европейской ассоциации EFMD (Европейский фонд развития менеджмента). Зарегистрировано около 300 полноценных центров обучения менеджеров. Многие из них отличаются высоким уровнем подготовки, хотя магистерские степени в области бизнеса не так распространены и не столь высоко котируются, как в США. Несколько большее значение в европейских школах имеют приближенные к производству дисциплины, изучение социальных, а также страновых и международных аспектов бизнеса и управления.
Оле Роллаг предпочел учиться в Европе, во французской школе HEC, отказавшись от высокооплачиваемой работы, не говоря уже о пицце и бейсболе. Роллаг решился на такие жертвы, потому что абсолютно точно знал, что даст ему учеба за океаном: «В Европе я стремился научиться тому, чему не смог бы научиться в США. Я имею в виду европейский стиль ведения переговоров, европейскую торговлю и трудовое законодательство, и особенно европейский подход к решению экономических проблем. Обучаясь за рубежом, вы на всю жизнь приобретете другой взгляд на вещи».Как все-таки отличаются термины international и diverse в понятии американских и европейских бизнес-школ? По мнению Джоша Кобба, менеджера по развитию бизнеса в школе HEC, для американцев internationalization означает интеграцию, т.е. экономические отношения США с другими странами. В Европе же придают большое значение межкультурным различиям. Именно по этой причине получение степени МВА в Европе отличается от бизнес-образования в американских школах.
«Учеба в других странах привлекательна для студентов, которые видят свое будущее в многонациональных корпорациях. Если не считать студентов, занимающихся международными проектами для своих компаний, учеба за рубежом необходима только тем, кто хочет сделать себе карьеру в иностранной компании», - считает американец Алан Фоллмар, недавний выпускник одной из европейских бизнес-школ. Перед тем, как поступить в бизнес-школу, Фоллмар работал в компании General Electric, занимаясь тестированием новых двигателей. Теперь же он является сотрудником финансового отдела парижской компании Barclays Capital. Для него получение степени МВА в Европе явилось «важным фактором, который позволил сменить сферу деятельности и переехать в другую страну».Уроженец Вашингтона Эндрю Хауэлл поступил в бизнес-школу INSEAD по простой причине: «Меня всегда интересовала Европа, и учеба в INSEAD была возможностью начать делать карьеру за рубежом. Транснациональные корпорации понимают, что они должны принимать на работу сотрудников из разных стран. И внимание, которое школа INSEAD уделяет международному аспекту в образовании, имеет большое значение для таких компаний».Одним из существенных отличий европейских бизнес-школ является разнообразный контингент студентов. Даже в тех американских бизнес-школах, где классы преимущественно многонациональные, студенты-иностранцы составляют максимум 30-40%. В школе Tuck процент иностранных студентов равен 33, и даже в славящейся своей многонациональностью школе Kellogg студенты-иностранцы едва ли составят 50%. Для сравнения: в лондонской LBS или французской HEC студенты из других стран составляют 80% и 70% соответственно. Над своим первым проектом Роллаг работал вместе со студентами из Коста-Рики, Румынии, Италии и Франции: «Я даже представить себе не мог, что со мной будут учиться студенты из стольких стран, и какой важной окажется наша совместная работа. Люди из разных стран по-разному подходят к решению проблем, поэтому возникало много вопросов как культурного, так и личного характера. Но мне удалось многому научиться».