Введение
Коллективный договор является важнейшим правовым актом, приспособленным к конкретным условиям данного производства к трудовому коллективу. Он имеет смешанную юридическую природу, поскольку коллективный договор – правовой акт, устанавливающий согласие работодателя (администрации) и работников (трудового коллектива) как социальных партнеров на конкретном производстве, в котором закрепляются локальные нормы, повышающие социальные гарантии. Следовательно, коллективный договор – это не только правовой акт, но и акт социального партнерства на уровне предприятия между работниками и работодателями. Он является также морально-политическим актом, так как определяет и условия поведения сторон морально-политического свойства (например, привлекать трудящихся к большему участию в управлении предприятием, развивать производственную демократию или, например, не бастовать во время действия договора, если все его условия выполняются и об этом оговорено в его содержании).
Коллективный договор – важнейшим элементом правовой организации трудовых отношений, это правовая форма согласования интересов работодателя и работников. В этом и состоит суть договора, цель его заключения - согласовать интересы работодателя и работника и содействовать договорному регулированию социально – трудовых отношений.
Становление рыночной экономики предопределяет необходимость изменения способов правового регулирования общественно-трудовых отношений. Становится очевидным, что преобладание договорного регулирования над централизованным государственным позволяет активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства.
Предметом исследования моей работы является коллективный договор – как форма регулирования социально – партнерских отношений.
Объектом послужила форма коллективного договор ООО «Новомет – Сервис».
Цель работы – рассмотреть влияние коллективного договора на трудовые, социально – экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками.
В рамках поставленной цели необходимо:
- Выявить функции, которые выполняет коллективный договор;
- Обозначить принципы, на которых основывается коллективный договор;
- Определить содержание коллективного договора.
При решении вышеуказанных задач был применен системный подход к рассмотрению предмета исследования, методами сбора и обработки информации явились методы наблюдения, группировки, абстрагирования.
Уровень разработки данной темы в литературе можно оценить как средний. Следует отметить, что теоретической основой работы явились труды таких ученых как Тарелкина Т.В., Чижова Н.А., Растимешин В.Е., Шкатулла В.И., Шнееров Г.В., Ивановская Л.В. В статьях, опубликованных в журналах «Коммерсант», «Справочник по управлению персоналом», «Консультант директора» рассматриваются вопросы о содержании и особых пунктах коллективного договора.
Формирование современной российской правовой базы социального партнерства началось с подписанием Указа Президента РСФСР «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)»[1]. Он признал целесообразность заключения генеральных отраслевых и региональных отраслевых соглашений по социально-экономическим отношениям: на уровне предприятий – коллективных договоров; на уровне отрасли, региона – региональных отраслевых, тарифных и иных социально-экономических отношений. Этот правовой акт существенно расширил сферу договорного регулирования и круг его участников.
Дальнейшее развитие социально-партнерские отношения получили в Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях»[2].
В целях обеспечения должного регулирования социально-трудовых соглашений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.12.94 №1323[3] было указано, что одной из основных целей этой паритетной комиссии является совершенствование и развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективно-трудовых споров. Позже был принят Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»[4], который определяет правовую основу формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Основными целями Комиссии (Статья 3) является регулирование социально - трудовых отношений и согласование социально - экономических интересов сторон.
Основными задачами Комиссии являются:
1) ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации;
2) содействие договорному регулированию социально - трудовых отношений на федеральном уровне;
3) проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально - трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
4) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;
5) рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;
6) распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально - трудовых отношений о деятельности Комиссии;
7) изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально - трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально - экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации (Ст.40 ТК РФ).
Порядок разработки и заключения коллективного договора регулируется Законом Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», гласит ст. 43 Трудового кодекса РФ.
Принципиальным отличием Коллективного договора от Соглашения, как указано в статье 42 и статье 46 ТК РФ, является то, что коллективный договор заключается между работниками и работодателем на уровне организации, филиала, представительства, а соглашение – на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.
Коллективный договор как вид правового акта выполняет следующие функции:
- организация трудовых отношений;