Сделка – это коммерческий обмен товарами между двумя сторонами, действие устанавливающее, изменяющее и прекращающее правоотношения юридических и физических лиц.[2] В зависимости от специфики направлений коммерческо-предпринимательской деятельности различают: сделки купли-продажи, лизинговые сделки, бартерные сделки, сделки аренды и т.д.
Так как, по понятным причинам, мы одновременно не сможем рассмотреть их в данной курсовой, подробно рассмотрим технологию осуществления сделки купли-продажи и содержание договора купли–продажи, так как письменная форма сделки – договор. Сделка купли-продажи в предпринимательской деятельности является наиболее широко распространенным видом коммерческих отношений, поэтому ее обсуждение, рассмотрение, считаю, наиболее актуальным
В практике коммерческой деятельности используются несколько способов выхода на партнера и установления с ним деловых контактов.
· Направить письменное предложение непосредственно одному или нескольким возможным покупателям.
· Принять и поддержать заказ покупателя на покупку определенной партии товаров. Направить покупателю предложение в ответ на его запрос с указанием конкретных условий будущего контракта.
· Принять участие в тендерных торгах путем предоставления заказчику необходимой документации и согласия принять его заказ на изготовление и поставку нужной продукции.
· Принять участие в работе торгово-промышленных выставок и ярмарок в целях установления личных партнерских контактов.
· Направить возможному покупателю коммерческое письмо с информацией о намерении вступить в переговоры по поводу заключения конкретной сделки.
· Направить проект контракта уже известному покупателю как результат уже согласованных условий поставок по телефону, телетайпу или на основе предварительной договоренности.
Эти и другие способы установления партнерских контактов между поставщиком и потребителем могут быть использованы как одной, так и другой стороной коммерческой сделки.
Если инициатива вступления в переговоры о заключении контракта купли-продажи исходит от продавца (изготовителя), то предпочтение в установлении контактов с покупателем отдается письменным предложениям, в виде офферты.
Офферта в коммерческой практике представляет собой письменное предложение возможному покупателю о продаже партии товара на определенных продавцом условиях.
В офферте должны содержаться все основные условия предстоящей сделки: наименование товара, количество, качество, условия поставки, сроки поставки, цена, условия платежа, характер тары и упаковки, порядок приемки и др.
Различают два вида офферты: твердую и свободную. Твердая офферта - это письменное предложение на продажу определенной партии товаров, посланное одному возможному покупателю, с указанием срока, в течение которого продавец является связанным своим обязательством (предложением) и не может сделать аналогичное предложение другому покупателю. Реализация твердой офферты имеет три варианта:
1. Покупатель согласен со всеми условиями, изложенными в офферте. В установленный в офферте срок покупатель акцептует офферту, т.е. высылает продавцу письменное согласие с условиями офферты. Затем следует заключение контракта.
2. Покупатель не согласен с одним или несколькими условиями офферты. При этом он направляет продавцу контрофферту с указанием своих условий и срока ответа на контрофферту. Если продавец согласен с условиями покупателя, изложенными в контрофферте, то в указанный срок извещает об этом покупателя. В этом случае договор будет заключаться с изменениями условий, сделанными покупателем в контроферте
3. Продавец не согласен с условиями покупателя, изложенными контрофферте. В этом случае он считает себя свободным от обязательств по офферте, о чем уведомляет покупателя либо посылает ему новую офферту с учетом приемлемой части предложений покупателя или на новых условиях, отличных от предложений покупателя.
Во всех случаях неполучение ответа от покупателя в течение установленного в офферте срока равносильно отказу покупателя от заключения сделки и освобождает продавца от сделанного предложения.
Свободная офферта делается на одну и ту же партию товаров нескольким покупателям. Она не устанавливает срока для ответа и потому не связывает офферента (продавца) своими обязательствами перед конкретным покупателем. Согласие покупателя с условиями, изложенными в свободной офферте, подтверждается твердой контроффертой.
Продавец акцептирует контрофферту, которую он получил раньше остальных или покупателя, с которым он предпочитает заключить сделку. Другие покупатели не вправе предъявлять какие-либо претензии продавцу, если он заключит сделку с предпочтительным покупателем, а не с ним.
Если инициатива вступления в контакты исходит от покупателя, то здесь в качестве исходных моментов выступает или заказ покупателя, или коммерческий запрос.
Продавец может либо принять этот заказ к исполнению и подтвердить это в письменной форме, либо отклонить заказ без объяснения каких-либо причин на это. Подтверждение заказа - это коммерческий документ, представляющий собой сообщение продавца (изготовителя) о принятии условий заказа без каких-либо оговорок и служащий основанием для заключения контракта.
Установленные таким образом партнерские контакты обеспечивают дальнейшее ведение коммерческих переговоров и взаимопонимание при заключении контрактов.[3]
По своему составу контракт купли-продажи включает вводную часть, существенные условия, дополнительные существенные условия, условия, регламентирующие исполнение обязательств, и заключительную часть.
Во вводной части контракта фиксируются начальные реквизиты сторон, место и дата подписания контракта.
К существенным условиям контракта относятся такие условия, без которых контракт становится безликим, неопределенным и необязательным и считается недействительным (ничтожным). К таким условиям относятся предмет договора и общие обязанности и права сторон договора по отношению к предмету договора.
К дополнительным существенным условиям относятся такие, без которых сделка (контракт) может быть признана судом или арбитражем недействительной. Для контракта купли-продажи такими условиями являются: количество, качество (сортность), комплектность товара, требования к таре и упаковке, цена единицы продукции и стоимость договора, порядок расчетов и др.
Условия, регламентирующие исполнение обязательств, включают согласование базисных условий поставки, места, сроков и порядка поставок, использования транспортных средств, имущественную ответственность сторон за исполнение договорных обязательств, порядок и причины досрочного расторжения договора, особые условия договора.
В заключительной части контракта фиксируются реквизиты сторон (почтовые, расчетные, транспортные), определяется дата вступления договора в силу, срок его действия, и все это удостоверяется подписью ответственных лиц, поименованных в вводной части контракта, и скрепляется печатью.