Ведущие фирмы мира, применяя функциональный подход, создают совершенно новые оригинальные изделия, максимально удовлетворяющие новые потребности. Например, компания "Тойота" переходит на массовое производство легковых автомобилей с двойной системой энергоснабжения: бензин и электричество. Конструкция обеспечивает свободный переход на тот или иной вид энергоснабжения — на трассе на бензине, с подзарядкой аккумуляторов от бензинового двигателя, в городе — на электричестве. За подобным решением одной из главных экологических проблем планеты Земля большое будущее.
Широкое внедрение в практику конструирования функционального подхода способствует введению во многих странах национальных стандартов по функционально-стоимостному анализу. Например, стандарт США по ФСА имеет объем около 130 страниц.
Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы стратегического менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:
а) целевой подсистемы (нормативы качества и ресурсоемкости объекта, параметры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей природной среды);
б) обеспечивающей подсистемы (нормативы эффективности использования ресурсов, обеспеченности работников всем необходимым и др.);
в) функциональной подсистемы (нормативы по функциям управления);
г) управляющей подсистемы (нормативы по психологии и социологии менеджмента, разработке и принятию стратегического управленческого решения).
Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности применения по масштабу и во времени.
Нормативами функционирования компонентов внешней среды системы стратегического менеджмента фирма не управляет, но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать (особенно правовые и экологические нормативы) и принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды фирмы.
Чем больше удельный вес обоснованных и количественно выраженных нормативов по стратегическому менеджменту, тем выше будет его организованность, уровень автоматизации стратегического планирования и регулирования на всех уровнях управления
Нормирование — это процесс анализа использования оборотных средств (ОС), разработки, согласования и утверждения нормативов и норм расхода элементов ОС или других объектов.
Нормативы — это поэлементные составляющие норм, характеризующие:
· удельный расход элемента нормирования на единицу массы площади, объема, производительности, мощности, численности и т.п. при выполнении производственных процессов;
· размеры технологических отходов и потерь по видам производственных процессов;
· размеры отчислений от прибыли — экономические нормативы;
· состав и структуру социальных потребностей работающих — социальные нормативы.
Нормативы могут быть только индивидуальными.
Если нормы и нормативы обоснованы недостаточно, то при любом уровне качества планирования и работ по реализации планов конечные результаты системы менеджмента и эффективности использования этих результатов нельзя будет спрогнозировать достаточной точностью. В системе менеджмента должна быть обеспечена пропорциональность уровня качества принимаемого решения от первой (планирование) до последней (регулирование) функции управления любым процессом. Уровень качества управления в целом определяется уровнем качества наименее отработанной функции управления.
Особенно важно повышать обоснованность норм и нормативов в условиях ограниченности ресурсов. Нормы и нормативы нужны для управления использованием ресурсов, управления качеством продукции, научно-техническим развитием производства процессом производства, управления социальным развитием производственного коллектива и т. д.
Одним из основных направлений повышения обоснованности норм и нормативов является методическое обеспечение их разработки. В методиках по нормированию отдельных видов сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, оборудования должны быть освещены вопросы, характеризующие условия применения ресурса, особенности расчета потребности и нормы расхода, анализа использования ресурсов, основные направления Повышения эффективности использования ресурса и, главное, они Должны иметь нормативы потребности для характерных условий Использования ресурса.
Безусловно, трудно прогнозировать изменение различных факторов, влияющих на величину норм и нормативов. Однако методически неверно считать норму по отчетным значениям факторов. Поэтому нужно совершенствовать методы прогнозирования изменения частных показателей, характеризующих параметры нормируемого ресурса, объекта, где он будет применяться, и организационно-технического уровня производства.
При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет полностью решена. К сожалению, на практике не всегда соблюдается это требование. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы иногда откладываются "на потом", из-за чего объект либо совсем не вводится, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности и эргономичности иногда уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых или реорганизации старых структур не всегда учитываются социальные и психологические аспекты. Эффективность инвестиционных проектов будет мизерной либо отрицательной, если при блестящем решении, например, технических проблем будут упущены другие аспекты менеджмента.
Схема применения к менеджменту комплексного подхода показана на рис. 2.
Рис. 2. Схема применения к менеджменту комплексного похода.
Для координации и увязки в пространстве параметров сложных проблем рекомендуется строить трехмерные модели в раз личных сочетаниях. Например, X - компоненты целевой подсистемы системы менеджмента, Y - компоненты обеспечивающей под системы, Z - компоненты функциональной подсистемы (рис. 3) Другие сочетания: цели, функции, исполнители; требования рынка, собственные возможности, потребители и др.
Рис. 3. Модель координации выполнения целей фирмы.
Условные обозначения:
1.1. повышение качества;
1.2. ресурсосбережения;
1.3. расширение рынка;
1.4. развитие фирмы;
2.1. методическое обеспечение;
2.2. ресурсное
2.3. информационное;
3.1. стратегический маркетинг;
3.2. разработка стратегий;
3.3. реализация стратегий.
На основе размеров координат определяем количество маленьких кубиков (задач), подлежащих решению для достижения глобальной цели фирмы. Количество кубиков в данной модели будет равна 4 (количество подцелей) х 4 (количество компонентов обеспечения) х 3 (количество основных функций) 48. Значит, последовательно надо решить 48 задач для достижения цели.