рефераты по менеджменту

Выработка конкурентоспособных стратегических решений на основе подходов к менеджменту

Страница
4

Координация - центральная функция менеджмента по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы, оперативной диспетчеризации выполнения планов и заданий. Это одна из наиболее сложных функций, выполняемых, как правило, менеджерами. Координация может осуществляться по выполнению любых функций, любых работ, между любыми компонентами системы или внешней среды.

Административный подход

Сущность административного подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п.).

В основе административного подхода лежат административные методы менеджмента, которые опираются на:

1) систему законодательных актов страны и региона;

2) систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов фирмы и вышестоящей организации;

3) систему планов, программ, заданий;

4) систему оперативного руководства (власти), граничащую с психологическими аспектами.

В систему законодательных актов страны входят федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы (нормативные акты), утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории всей страны. При определении их состава, структуры, содержания и взаимосвязей должны учитываться научные подходы к менеджменту, охватывающие все теоретические и практические аспекты управления. Законодательные акты должны быть объединены в систему, глобальной целью которой является повышение качества жизни населения, целями первого уровня — обеспечение конкурентоспособности страны, эффективное использование природных ресурсов, труда и капитала, развитие макросреды и инфраструктуры всех регионов, применение современных методов экономического регулирования и менеджмента. Далее определяются цели второго третьего и других уровней дерева целей развития страны. Прецедента разработки программы с подобным деревом целей в настоящее время нет. Имеются отдельные, не взаимосвязанные между собой законодательные акты и программы, направленные на решение отдельных проблем.

В систему законодательных актов регионов входят аналогичные федеральным акты, дополняющие и подробнее раскрывающие их, но не противоречащие им. В промышленно развитых странах система региональных законодательных актов, как правиле шире и глубже федеральных (по системе пирамиды: чем ниже уровень, тем больше регламентирующих показателей и актов).

В систему нормативно-директивных и методических документов фирмы и вышестоящей организации входят стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством фирмы (вышестоящей организации) и действующие только в данной фирме (в структуре вышестоящей организации). По сравнению с вышерассмотренными законодательными актами документы фирмы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи элементов всех подсистем системы менеджмента конкретной фирмы, а также технические (их количество в настоящее время преобладающее) и экономические документы.

Обязательные атрибуты нормативно-директивных документов фирмы — цель документа, основание для разработки, место данной цели (задачи, функции и т.п. подсистемы системы менеджмента), основание для разработки, ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели (задачи), потребитель информации, нормы и правила их использования! возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, санкции, источники информации. В методических документах, кроме этих данных, должны быть приведены конкретные методы.

Система взаимосвязанных планов, программ и заданий тоже относится к административным методам менеджмента, т.к. их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива. Чтобы меньше было срывов, нужно добиваться высокого качества планов, программ и заданий.

Рассмотренные вкратце три административных метода менеджмента давно применяются, апробированы (правда, качество этих актов и документов желает быть лучшим).

Поведенческий подход

Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.

Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и заставлять или стимулировать людей выполнять ее.

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и личных целей.

Самым первым приемом мотивации к труду был метод кнута и пряника или метод вознаграждения и наказания, который применяется и сейчас.

В основе мотивации лежат потребности, матрица которых приведена в табл. 1.

Таблица 1

Матрица потребностей

Признак потребности

Характеристика признака

1. Место в иерархии потребностей

1.1. Первичные (низшие)

1.1.1. Физиологические (голод, жажда, отсутствие жилища, сексуальные потребности)

1.1.2. Безопасность, защищенность

1.2. Высшие

1.2.1. Социальные потребности (принадлежность к социальной группе, потребность в уважении, признании)

1.2.2. Духовные потребности

1.2.3. Потребность в самовыражении, самоактуализации, реализации творческих способностей

2. Что влияет на потребность

2.1. Национальность

2.2. История

2.3. География

2.4. Природа

2.5. Пол

2.6. Возраст

2.7. Социальное положение

3. Историческое место потребности

3.1. Прошлые

3.2. Настоящие

3.3. Будущие

4. Уровень удовлетворения потребности

4.1. Полностью удовлетворенные

4.2. Частично удовлетворенные

4.3. Неудовлетворенные

5. Степень сопряженности потребности

5.1. Слабо сопряженная с другими потребностями

5.2. Сопряженная

5.3. Сильно сопряженная (автолюбитель и бензин, лыжи и снег, электронные часы и батарейки и т.п.)

6. Масштаб распространения

6.1. Географический: всеобщий, внутри национальной общности, внутри социальной группы по образованию, внутри группы по доходу

7. Частота удовлетворения

7.1. Единично удовлетворяемые

7.2. Периодически удовлетворяемые

7.3. Непрерывно удовлетворяемые

8. Природа возникновения

8.1. Основные

8.2. Вторичные

8.3. Косвенные

9. Применяемость потребности

9.1. В одной области

9.2. В нескольких областях

9.3. Во всех областях

10. Комплектность удовлетворения

10.1. Удовлетворяется одним товаром

10.2. Удовлетворяется несколькими товарами

10.3. Удовлетворяется взаимозаменяемыми товарами

11. Отношение общества

11.1. Отрицательной

11.2. Нейтральное

11.3. Положительное

12. Степень эластичности от дохода и возраста

12.1. Слабоэластичные (для удовлетворения физиологических потребностей)

12.2. Эластичные (для удовлетворения высших потребностей)

12.3. Высокоэластичне (предметы роскоши)

13. Способ удовлетворения

13.1. Индивидуальный

13.2. Групповой

13.3. Общественный

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту