С целью стимулирования сбыта товаров ОАО "Терцея" оказывает покупателям дополнительные услуги:
• бесплатная доставка товаров;
• бесплатный гарантийный ремонт электробытовых товаров, купленных в магазине;
• продажа товаров в кредит. Предусмотрена система скидок к праздникам.
Конфликт - это ситуация, когда отсутствует согласие между двумя и более сторонами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Конфликт - явление всегда нежелательное, его необходимо, по возможности, избегать либо немедленно решать. Однако в некоторых случаях конфликт помогает выявить большее число альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти.
Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональ-ным и приведет к снижению личной удовлетворенности и эффективности организации. Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют. А для этого нужно знать причины их возникновения.
Типы конфликтов:
· внутриличностный конфликт, когда к одному человеку предъявляют взаимоисключающие требования;
· межличностный конфликт;
· конфликт между личностью и группой;
· межгрупповой.
Причины конфликтов:
· различия в целях;
· различия в представлениях и ценностях,
· ограниченность в ресурсах;
· различие в уровне образования;
· различия в манерах поведения и жизненном опыте;
· плохие коммуникации;
· низкое количество документов, работ или продукции;
· во взаимозависимость заданий,
· отсутствие или неконкретность должностных инструкций;
· некомпетентность;
· низкая культура поведения.
Функциональные последствия конфликта:
· в результате конфликта люди будут чувствовать свою причастность к решению проблемы, что уменьшает трудности в реализации решения;
· стороны будут больше расположены к сотрудничеству в будущих ситуациях;
· конфликт может уменьшить синдром покорности руководителю;
· в результате конфликта может расшириться набор альтернативных вариантов решения проблемы;
· через конфликт члены группы могут проработать различные проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.
Дисфункционалъные последствия конфликта:
· неудовлетворенность, плохое состоянию духа, рост текучести кадров и снижение производительности;
· меньшая степень сотрудничества в будущем;
· сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами;
· представление о другой группе, как о «враге», представление о своих целях, как о положительных, а о целях другой стороны, как об отрицательных;
· сворачивание взаимодействия и общения между комплектующими;
· увеличение враждебности между конфликтующими сторонами;
· придание большего значения «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.
Методы разрешения конфликта:
· разъяснение требований к работе;
· использование координационных и интегральных механизмов;
· установление общеорганизационных комплексных целей;
· использование системы вознаграждений.
Стили разрешения конфликтов:
· уклонение;
· сглаживание;
· принуждение;
· компромисс;
· решение проблемы.
Методика разрешения конфликта через решение проблемы
· Определите проблему в категориях целей, а не решений.
· После того. как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон.
Рассмотрим конфликтные ситуации в ОАО « Терцея» :
Обычно принято изображать организацию в виде набора квадратиков, соединенных стрелками. Для многих задач это удобный способ представления объекта анализа. Однако этот способ часто приводит к забыванию того факта, что каждый квадратик обозначает людей, работающих в организации. Эти люди приходят с разным опытом, разными целями, в организации они решают разные задачи, у них разные интересы, между ними складываются различные отношения. И очень часто возникают ситуации, когда цели отдельных сотрудников или даже целых подразделений противоречат друг другу. Если при этом сотрудники должны по условиям работы взаимодействовать друг с другом, то возникает конфликт.
Рассмотрим случай.
Сергей Никонов был руководителем отдела маркетинга в компании. Он руководил работой двух сотрудников. Генерального директора – Филипий Елену Николаевну постепенно стало беспокоить отсутствие Никонова в офисе в середине рабочего дня. Филипий знала, что Никонов глубоко погрузился в дела общественных организаций и не возражал против этого до тех пор, пока это не мешало ему выполнять свои служебные обязанности. Впоследствии, однако, у Филипий возникло ощущение, что сотрудники отдела нуждаются в более систематическом и постоянном руководстве при выполнении своей повседневной работы.
В один прекрасный день Филипий вызвала Никонова и выразила ему свою озабоченность. После чего Никонов написал заявление об уходе и перешел работать руководителем в общественную организацию.
Данный конфликт можно отнести к межличностным. В приведенной ситуации конфликт между начальником и подчиненным выглядит как столкновение точек зрения на стиль руководства. В действительности Никонов испытывает дефицит признания, ему не хватает ощущения собственной значимости, авторитета. И он пытается возместить этот дефицит в общественной работе, в ущерб своим должностным обязанностям. Данный конфликт мог быть разрешен с помощью разъяснения руководителем требований к работе . Это один из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт. Никонову необходимо было разъяснить, какие результаты ожидаются от него и каждого сотрудника его подразделения. Здесь должны были быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, которые нужно достигнуть, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также чётко определена политика, процедуры и правила. Таким способом руководитель довел бы до своих подчинённых информацию, чего от них ожидают в той или иной ситуации.
Рассмотрим следующий случай.
Работа продавцов в магазине организована посменно. Каждая смена работает в течение недели по 12 часов в день. Следующая неделя — свободная. Каждая смена состоит из продавцов и кассиров. В смене 4 продавца и 2 кассира. Все — женщины. Стаж работы в магазине у всех разный, но в основном продавцы отработали в этом магазине по 2-3 года, за исключением Наташи, которая пришла на эту работу около полугода назад. До этого она в торговле не работала. По образованию Наташа — математик, после окончания университета работала в банке программистом, а когда в банке начались сокращения, она оказалась без работы. Почти два года она пыталась найти работу по специальности, а затем, отчаявшись, по совету подруги устроилась продавцом в магазин.