Таблица 3. Сильные и слабые стороны деятельности многоотраслевой компании.
Основные сильные стороны |
Основные слабые стороны |
1. Технический опыт в производстве центрифуг 2. Система сбыта в разных странах 3. Высокая техническая оснащенность 4. Внутрифирменный экономический механизм 5. Высокий технический авторитет среди покупателей |
1. Низкая доля на рынке 2. Недостаточная стандартизация продукции 3. Узкий ассортимент изделий 4. Нездоровые трудовые отношения 5. Неразвитая сбытовая сеть в США 6. Высокие цели (по мнению покупателей) |
Далее, этот перечень раскрывался таким образом, что, например, выводы, обусловленные низкой долей рынка, сводились к предупреждению против использования определенных стратегий, а не ориентировали на исправление этого недостатка. Тем самым, концентрировалось внимание на стратегических последствиях каждой сильной и слабой стороны компании, а не на призывах поправить дело путем увеличения доли рынка.
Таблица 4. Сильные и слабые стороны деятельности ЛТЗ.
Преимущества (достоинства и сильные стороны, выделяющие фирму среди конкурентов) |
Недостатки(слабые стороны фирмы, подлежащие исправлению, чтобы конкуренты не могли обратить их в свои преимущества) |
1. Наличие оригинальных конструкторских разработок, что создает узнаваемость товарной марки 2. Экономичность эксплуатации и невысокая трудоемкость обслуживания тракторов 3. Возможность регулировки дорожного просвета, что расширяет сферу применения машин 4. Небольшие габариты, хорошая маневренность и высокая проходимость тракторов 5. Ремонтопригодность машин (модульный принцип создания изделия) |
1. Узкий ассортимент продукции, невысокая доля новой продукции 2. Недостаточная надежность продукции 3. Негибкая ценовая политика, затратный принцип установления цен 4. Неразвитая сбытовая сеть, слабый охват рынка 5. Отсутствие обратной связи, недостаточно эффективная работа с покупателями 6. Слабая реклама, несложившийся имидж предприятия 7. Недостаточно развитая система маркетинговой информации |
Руководство организации должно выяснить, обладает ли организация внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В обследование входят такие функции, как маркетинг, бухгалтерский учет, операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ организации. При обследовании функции маркетинга необходимо обратить внимание на семь областей анализа:
· конкурентоспособность и желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости, являющаяся существенной целью для организации;
· разнообразие и качество ассортимента изделий, которые постоянно контролируются и оцениваются высшим руководством;
· рыночная демографическая статистика, контроль за изменениями на рынках и в интересах потребителей;
· рыночные исследования и разработки новых товаров и услуг;
· предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, являющееся одним из слабых мест в предпринимательстве;
· эффективный сбыт, реклама и продвижение товара (агрессивная, компетентная группа сбытовиков может оказаться самым ценным состоянием организации; творчески направленная реклама и продвижение товара служит хорошим дополнением к ассортименту изделий);
· прибыль (ничто, даже самое лучшее, не окажется стоящим, если в результате отсутствует прибыль).
Анализ финансового состояния может принести пользу организации выявить уже имеющиеся потенциальные внутренние слабости организации по сравнению с ее конкурентами.
Весьма важным для длительного выживания организации является непрерывный анализ управления операциями. В ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями следует обратить внимание на следующие вопросы:
1. Может ли организация продавать товары или услуги по более низкой цене, чем ее конкуренты? Если нет, то почему?
2. Какой доступ организация имеет к новым материалам? На скольких поставщиков она завязана?
3. Какое оборудование на организации?
4. Рассчитаны ли закупки на снижение величины материальных запасов и времени реализации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и выходящими изделиями?
5. Подвержена ли продукция организации сезонным колебаниям спроса? Если так, то как можно исправить существующую ситуацию?
6. Может ли организация обслуживать те рынки, которые не могут обслужить ее конкуренты?
7. Обладает ли организация эффективной и результативной системой контроля качества? Насколько эффективно спланирован и спроецирован процесс производства?
Истоки большинства проблем в организации кроются в человеческих ресурсах. Здесь необходимо учитывать: тип сотрудников, компетентность и подготовка руководства, систему вознаграждений, преемственность руководящих должностей, подготовку и повышение квалификации сотрудников, потери ведущих специалистов и их причины, качество изделий и работу сотрудников. Культура организации (атмосфера или климат в организации) используется для привлечения работников отдельных типов и для стимулирования определенных типов поведения. Имидж организации создается с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения. Культура и образ организации подкрепляются или ослабевают под действием репутации организации.
Приведя внутренние силы и слабости в соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы.
Следующей проблемой, с которой сталкивается руководство, будет определение того, обладает ли организация внутренними силами. Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних проблем, называется управленческим обследованием.
Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее сильных и слабых сторон.
С целью упрощения в обследование рекомендуется включить пять функций – маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), операции (производство), человеческие ресурсы, а также культура и образ организации.
Маркетинг
При обследовании функции маркетинга заслуживает внимания семь общих областей для анализа и исследования: