«Плюсы» организации команды. Команда не является универсальным инструментом системы управления. Но в организации команд немало «плюсов».
«Плюс» |
Показатель |
Содержание |
Профессиональный |
Время Креативность Качество |
Команда профессионалов способна быстро и эффективно решить задачу, на которую обычно уходит значительное время. Команда профессионалов способна генерировать нестандартные решения, создавая «копилку решений» «Кодекс чести» профессионала не позволит сделать работу некачественно |
Коммуникативный |
Стиль Координация |
В команде отрабатывается стиль сотрудничества и взаимной поддержки В команде не требуется специальный менеджер, координирующий работу членов команды. Каждый из членов гибко участвует в координации работ. |
Социальный |
Имидж Перспектива |
Наличие команды создает фирме выгодный имидж, вызывая у клиентов доверие При наличии команды фирма имеет преимущества в получении выгодных заказов. |
Духовный |
Ценности Рост |
Работа в команде формирует созидательную систему ценностей у каждого члена команды. Работа в команде всегда содействует личностному и профессиональному росту членов команды, а значит и повышает эффективность команды в целом. |
«Минусы» организации команды. Создавая команду важно помнить и о ее «минусах», их также немало:
· Время: процесс командообразования «времяемкий». Чтобы рабочая группа стала командой требуется немало времени.
· Деньги: чтобы члены группы стали командой, требуются деньги на дополнительные тренинговые занятия (необходимо сформировать «командный дух»); возможно, потребуются деньги на дополнительное обучение членов команды.
· «Человеческий фактор»: в команде резко возрастает ценность человека, руководителю и члену команды нужно быть к этому психологически готовыми.
· Недирективность: административно-командный стиль управления в команде «не проходит».
· «Эксклюзивность»: модель команды не всегда пригодна для «тиражирования», каждую новую команду нужно создавать с особой тщательностью и бережностью.
· Хрупкость: в команде многое держится на взаимоотношениях между ее членами, на «командном духе», системе ценностей, философии развития. Это категории тонкие и требуют постоянной поддержки, сопровождения.
Процессы осуществления управления предполагают достижение результатов совместно с другими и при помощи других. Независимо от того, как это называется: управление, руководство или администрирование, в основе находятся процессы, обеспечивающие управление ресурсами и возможность координации усилий.
Команда управления является своего рода маленьким обществом, микросоциумом, который, как и человек, должен обладать групповым сознанием и культурой. Создание, преобразование и поддержание на должном уровне группового сознания команды и ее культуры является задачей проект-менеджера. В рамках общей концепции развития команды выделяются три ее важные части:
1. Производственная концепция, связанная с информацией о спросе на различные проекты, состоянии рынка, тенденциях его развития и т.д.;
2. Финансово-экономическая концепция, учитывающая основные аспекты денежных ресурсов;
3. Социальная концепция, связанная с развитием и удовлетворением потребностей человека.
В процессе управленческо-проектной деятельности проявляется необходимость организации мышления и действий работников команды с учетом партнеров по рынку, т.е. проявляется необходимость культуры.
Культура команды – это совокупность типичных для команды ценностей, норм, точек зрения или идей, которые сознательно или подсознательно формируют образец поведения для сотрудников. Они входят в традицию, подвергаются изменениям и узнаются по символам.
Для того, чтобы существовала и развивалась культурная составляющая команды управления, необходимо научно обосновать и документально зафиксировать основные направления воспитательных действий проект-менеджера. Главной целью документов командной культуры является создание достаточных условий для работы в команде и построение оптимальных профессионально-квалификационных структур персонала, непосредственно влияющих на рост производительности труда и результативность управленческо-проектной деятельности. При создании этих документов широко используются юридические нормативы, методы социальной и гуманитарной психологии, главная цель которых – защитить ответственные должности в команде от профессионально некомпетентных работников. В команде могут существовать интертипные взаимоотношения, создающие комфорт или дискомфорт. Это взаимопонимание (индифферентность), взаимопомощь (комплементарность), управление и противоречия (конфликтность).
Идеальным представляется построение и осторожное регулирование некоторой рыночной культуры с гибкими, поддающимися формированию субкультурами в отдельных группах команды управления.
Аспекты культуры команды управления.
Экономическая культура: · Команда как инструмент получения прибыли; · Ориентация на доходность; · Ориентация на контроль. |
Социальная культура: · Команда, как социальная система; · Социальная уживчивость; · Персональная ориентация. |
Центротяготеющая культура хозяйственной единицы: · Стандартизация; · Формализация; · Профессиональная специализация; · Задание целей; · Система унификации через внешнюю организацию; · Иерархическая коммуникационная система. |
Дифференциальные субкультуры: · Автономные единицы; · Неформальность; · Малые единицы; · Целевое соглашение; · Неодинаковые субкультуры из-за самоорганизации и открытой коммуникации. |
Техникотяготеющая культура: · Техника создает рынок; · Залогом успеха являются исследование и развитие; · Критическим моментом является технический прорыв. |
Рынкотяготеющие культуры: · Рынок порождает технику; · Успех определятся маркетингом; · Критическим моментом является влияние предпочтения клиента. |
Культура, тяготеющая к стабилизации: · Регламентированная надежность; · Стремление к равновесию; · Боязнь риска; · Тенденция к сохранению; · Стабильность – прочнофундаментированная организация типа «дворец». |
Культуры, ориентированные на инновации: · Хаотические всплески хозяйственной активности; · Потребность в разбалансировании; · Тяга к риску; · Тенденция к переменам; · Гибкость – бесфундаментная организация типа «палатка» |