Эта таблица отражает следующее предположение: в случае применения рекламных приемов вероятность изменения спроса хоть и невелика, но все-таки есть, по сравнению с пассивным вариантом Таблицы 9.
Чтобы принять решение, надо знать сколько оно стоит – переходные вероятности обязательно связываются с соответствующими им прибылями или убытками. То есть на каждую из матриц переходных вероятностей, приходится матрица прибыли – убытков, (полученный оборот минус затраты на его получение).Такая матрица формируется исходя из конкретных экономических показателей. См предыдущий расчет.
Таблица 11 (прибыли – убытков)
Спрос нынешнего года |
Хороший |
Удовлетв. |
Плохой |
Спрос будущего года |
Хороший |
70000 |
60000 |
30000 | |
Удовлетв. |
0 |
50000 |
10000 | |
Плохой |
0 |
0 |
-10000 |
Эта таблица отражает прибыли – убытки при пассивном поведении. То есть, если в этом году спрос был хороший и останется таким же то предприятие получит прибыль 70000$, при спаде спроса до удовлетворительного 60000$, плохого 30000$.
Если существующее положение не устраивает, то я инвестирую в привлечение клиентов, и матрица прибыли – убытков изменится.
Таблица 12
Спрос нынешнего года |
Хороши |
Удовлетв. |
Плохой |
Спрос будущего года |
Хороший |
60000 |
50000 |
-10000 | |
Удовлетв. |
70000 |
40000 |
0 | |
Плохой |
60000 |
30000 |
-20000 |
Эти две пары матриц описывают две стратегии проведения рыночной политики: пассивной Таблица 11 и активной Таблица 12. Выбирая стратегию на ближайшие несколько лет, будем исходить из показателей максимальной прибыли на рассматриваемом промежутке. Можно несколько упростить решение и всегда проводить агрессивную маркетинговую политику, если спрос плохой. Тогда Таблица 9 станет такой:
Таблица 13
Спрос сейчас |
Хор. |
Удов. |
Плохой |
Спрос след. года |
Хор. |
0.2 |
0.5 |
0.3 | |
Удов. |
0 |
0.5 |
0.5 | |
Плохой |
0.05 |
0.4 |
0.55 |
Тогда Таблица 14 (прибылей –убытков )
Спрос сейчас |
Хор. |
Удовл. |
Плохой |
Спрос след. года |
Хор |
70000 |
60000 |
30000 | |
Удовл. |
0 |
50000 |
10000 | |
Плохой |
60000 |
30000 |
-20000 |
Выбор стратегии определяет политику предприятия на каждый последующий год , исходя из заранее вычисленных доходов и вероятностей их получения в течении трех лет. Каждому году должна соответствовать одна стратегия, которая может отличаться от стратегии в предыдущем году. Максимальная прибыль получится вследствие накопления ожидаемых доходов, которые есть для каждого из рассчитываемых годов произведения вероятностей таких переходов на прибыль\убыток соответствующего перехода. Причем ожидаемый доход это не деньги которые окажутся в кассе, а указатель направленный в сторону максимальной прибыли, который будет являться для нас ориентиром захода в недопустимую зону Реальное значение дохода будет отличаться от вычисленного.
Для одного года при бездействии ожидаемый доход будет равен:
Изначально хороший спрос 0.2 х 70000 + 0.5 х 60000 + 0.3 х 30000 = 53000$ прибыли
Изначально удовл. Спрос 0.5 х 50000 + 0.5 х 10000 = 30000$ прибыли
Изначально плохой спрос 1 х (- 10000) = - 10000$ убытка
Аналогичные вычисления проводятся при изменении маркетинговой политики.
Таблица 15
Ожидаемые доходы, если ничего не делать |
Ожидаемые доходы при влиянии на рынок |
Стимулировать спрос | |
Хороший спрос |
53000 |
47000 |
нет |
Удовлетв. спрос |
30000 |
31000 |
да |
Плохой спрос |
-10000 |
4000 |
да |