Для того, чтобы выбрать наиболее обоснованные варианты возможных управленческих решений, устанавливается относительная предпочтительность движения к главной цели.
Выбор возможных решений осуществляется в следующей последовательности:
1. Определение относительной предпочтительности движения к цели:
,
где: Р – относительная предпочтительность движения к цели взаимосвязанных путей в дереве целей;
- усреднённые нормированные относительные важности взаимосвязанных путей в дереве целей при движении по наиболее предпочтительному пути уровня от низшего уровня к высшему (i=1,f);
f - общее число уровней в дереве решений.
Для наиболее предпочтительного пути 3-го уровня цепочки путей:
3.1.1 – 3.1 – 3: Р=0,71*0,7*0,25=0,124
1.1.1 – 1.1 – 1: Р=0,71*0,69*0,4=0,196
Для наиболее предпочтительного пути 2-го уровня цепочки путей:
3.1.2 – 3.1 – 3: Р=0,29*0,7*0,25=0,051
3.2.1 – 3.1 – 3: Р=0,43*0,7*0,25=0,075
3.2.2 – 3.1 – 3: Р=0,31*0,7*0,25=0,054
3.2.3 – 3.1 – 3: Р=0,26*0,7*0,25=0,046
Для наиболее предпочтительного пути 1-го уровня цепочки путей:
1.1.2 – 1.1 – 1: Р=0,29*0,69*0,4=0,08
1.2.1 – 1.1 – 1: Р=0,67*0,69*0,4=0,185
1.2.2 – 1.1 – 1: Р=0,33*0,69*0,4=0,091
2. Выбор альтернативных решений:
Выбирается не менее трёх альтернативных решений.
1.1.1 – 1.1 – 1 (Р=0,196);
1.2.1 – 1.1 – 1 (Р=0,185);
3.1.1 – 3.1 – 3 (Р=0,124).
Таким образом, могут рассматриваться следующие альтернативы:
1) приём на работу новых специалистов в области маркетинга;
2) выяснение сильных и слабых сторон конкурентов;
3) использование более дешёвого сырья.
Получив ряд альтернативных решений необходимо оценить каждое из них по требуемой величине затрат.
Источниками финансирования могут быть:
· собственные средства;
· средства инвесторов;
· банковский кредит.
Цели, которые в итоге вышли на первый план для своей реализации не требуют больших финансовых затрат. Самым дорогостоящим является исследование конкурентов. Так как на предприятии отдел маркетинга находится на стадии организации, предприятию имеет смысл обратиться с заказом в маркетинговое агентство.
Средней дороговизны является цель по найму специалистов в области маркетинга. Т.к. предприятие ранее не сталкивалось с наймом подобных специалистов, то оно не знает какие именно требования необходимо к ним предъявлять, поэтому целесообразно обратиться в рекрутинговую компанию с данной заявкой.
По данным финансового отдела переход на более дешёвое сырье не должно потребовать больших финансовых затрат. Есть несколько вариантов:
a) договориться с постоянными поставщиками о предоставлении скидок;
b) найти новых поставщиков того же сырья по более низким ценам;
c) покупать у постоянных поставщиков менее качественное сырьё по более низким ценам.
Из возможных вариантов были приняты два первых. И даны указания отделу снабжения по их разработке.
Прежде всего, предприятию необходим отдел маркетинга. Тем более что затраты на его создания не очень велики, тем более что ранг предпочтения у этой цели – 1.
На второй план выходит цель – использование более дешёвого сырья, т.к. предприятие может реализовать её полностью своими силами, не прибегая к помощи сторонних организаций.
Исследование конкурентов не менее важный вопрос, который будет решаться по мере разрешения предыдущих двух, т.к. он требует наибольшего финансирования.
Таблица 8
Сравнительная величина затрат по каждой из альтернатив
Главная цель |
Альтернативы достижения цели |
Требуемая величина затрат, тыс. руб. |
Источник финансирования |
Ранг предпочтения альтернативы |
Увеличение объёма реализации пиломатериалов лиственных пород |
Приём на работу новых специалистов в области маркетинга | 5 | Собственные средства | 1 |
Выяснение сильных и слабых сторон конкурентов | 8 | Собственные средства | 2 | |
Использование более дешёвого сырья | 2 | Собственные средства | 3 |
Принятое решение требует чёткого плана его реализации. При организации исполнения плана мероприятий должно быть предусмотрено:
· доведение содержания работ до исполнителей;
· сроки выполнения определённых мероприятий;
· необходимые ресурсы;
· ожидаемые конкретные результаты;
· форма контроля исполнения;
· ответственные за контроль службы и лица;
· формы стимулирования участников мероприятий;
· формы ответственности за ненадлежащее выполнение работ;
· порядок делегирования полномочий.
Таблица 9
План организационно-технических мероприятий
Наименование мероприятия | Служба, подразделение, должностное лицо, ответственное за выполнение мероприятия | Срок исполнения | Ожидаемый результат | Примечание |
Заключение договора с рекрутинговой компанией | Финансовый отдел, отдел кадров | Ноябрь | Договор | Введение новых штатных единиц |
Переговоры с постоянными поставщиками | ОМТС | Ноябрь | Договор | Изменение структуры себестоимости |
Заключение договора с маркетинговым агентством | Финансовый директор, директор по производству | Ноябрь | Договор | Получение информации о стратегических конкурентах, корректировка тактического и стратегического планов |