1.1. Исходные данные:
На лесопильном предприятии производится продукция следующего вида: пиломатериалы хвойные и лиственные. Изготовление продукции осуществляется по заказам и контрактам, в том числе экспортные пиломатериалы. Предприятие является закрытым акционерным обществом и владеет уставным капиталом 1,5 млн. руб. Предприятием взят кредит в размере 300 тыс. руб. под модернизацию производства. Технико-экономические показатели работы предприятия за два квартала текущего года представлены в таблице.
Таблица 1
Технико-экономические показатели работы предприятия
Вид продукции | Выпуск продукции, м3 | Объём реализации, м3 | Обеспеченность кадрам, % | Производственные мощности, м3 | Прибыль, тыс. руб. | Сумма затрат, планируемая на мероприятия, т. руб. | ||||
2 кв. | 3 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 2 кв. | 3 кв. | |||
п/м хвойн | 15 | 15 | 15 | 20 | 90 | 15 | 15 | 10 | 8 | 12 |
п/м листв. | 20 | 20 | 15 | 15 | 30 | 30 | 3 | 7 |
Из анализа исходной информации можно сделать следующие выводы:
1. Спрос на хвойные пиломатериалы возрос в 3 квартале по сравнению со 2.
2. Реализация хвойных пиломатериалов в 3 квартале превышает объём производства на 5 м3, а в 2 равно объёму производства, это стало возможным благодаря незавершённому производству предыдущего периода и запасам на складе.
3. При этом объём реализации лиственных остаётся на том же уровне и ниже на 5 м3 как во 2, так и в 3 кварталах объёма выпущенной продукции.
4. Размер прибыли на 1 м3 выпущенной продукции по кварталам составил:
2 квартал:
хвойные пиломатериалы 10/15=0,67 тыс. руб.
лиственные пиломатериалы 3/20=0,15 тыс. руб.
3 квартал:
хвойные пиломатериалы 8/15=0,53тыс. руб.
лиственные пиломатериалы 7/20=0,35 тыс. руб.
Как видно из выше привёдённого анализа, у предприятия в сложившейся ситуации имеются проблемы, которые необходимо решать.
Объём реализации хвойных пм увеличился, но только за счёт снижения цены, что привело к снижению общей и удельной прибыли. Таким образом, снижать цену было не целесообразно, если только это не было требованием рынка. Но так как спрос на продукцию увеличился (в другом случае он бы сильно не изменился), предприятие имело своей целью привлечение новых клиентов. Это было сделано для того, чтобы сократить имеющиеся запасы на складе, т.е. снижение цены носило временный характер. По производству хвойных пм у предприятия нет резервных мощностей, поэтому в следующем квартале имеет смысл вернуть цены на прежний уровень, предусмотрев гибкую систему скидок для постоянных покупателей.
С лиственными пм ситуация иная. Предприятие имеет незагруженные мощности объёмом 10 м3. При этом цены на продукцию возросли в 3-м квартале по сравнению со 2-м. В складывающейся ситуации роста спроса на рынке предприятию целесообразно не увеличивать цену на продукцию, а распродать запасы, имеющиеся на складе, а затем увеличивать объём производства, постепенно поднимая цены и поддерживая продукцию новой рекламной кампанией. Благодаря этому будет обеспечен стабильный прирост прибыли за счёт снижения себестоимости на 1 м3 (экономия на масштабе) и растущего объёма реализации.
Оценка исходных данных, анализ угроз и возможностей со стороны внутренней и внешней среды предприятия позволяют менеджеру проанализировать проблемную ситуацию. Целью анализа проблемной ситуации является окончательная формулировка тех проблем, которые требуют неотложного решения.
Проведение исследования среды организации предполагает наличие двух взаимосвязанных частей:
1) исследование внешних переменных, которые, как правило, не поддаются регулированию со стороны руководства предприятия;
2) анализ внутренних составляющих, находящихся под контролем администрации, и определённых реакций предприятия на изменения в окружающей среде.
Таблица 2
Анализ факторов внешней среды
Наименование группы факторов | Содержание вероятной угрозы со стороны внешней среды | Содержание дополнительных возможностей для предприятия | Формулировка проблем, определяемых угрозой или дополнительными возможностями |
Экономические | Повышение тарифов на электроэнергию |
· внедрение энергосберегающего оборудования; · внедрение системы штрафов и напоминаний работникам об экономном расходовании электроэнергии на непроизводственные цели. | |
Технологические | Инвестирование проекта по разработке отечественного аналога круглопильного станка нового поколения |
· время окупаемости проекта; · размер экономического эффекта от проекта; · повышения качества продукции. | |
Конкурентные | Поиск иностранных партнёров |
· соответствие продукции предприятия мировым стандартам; · проведение мероприятий по получению международного стандарта качества, проводимого сторонней организацией; · создание отдела внешнеэкономических связей. | |
Социальные | Ужесточение закона об охране труда |
· увеличение ставки оплаты больничных листов; · заключение договора о ежегодном обследовании состояния здоровья работников с медицинским центром; · ужесточение правил техники безопасности и контроля за их соблюдением; · своевременный контроль и устранение неполадок действующего оборудования. |