рефераты по менеджменту

Save game

Страница
2

В Москве, по данным "Русского щита", насчитывается порядка 850 точек продаж компьютерных дисков. Крупнейшие сети, специализирующиеся на продаже игр, – это "Союз" (порядка 150 точек продаж, из которых 70 полноценных магазинов), "Настроение" (около 70 точек), "Хитзона" (20 – в Москве, 10 – в Подмосковье, 10 – в регионах).

По оценкам компании "Акелла", соотношение лицензионной и пиратской продукции на рынке сейчас составляет примерно 55% к 45%, и доля лицензий продолжает увеличиваться. Но по-прежнему вице-президент компании Дмитрий Архипов считает главными проблемами рынка – пиратство и слабое участие государства в решении этого вопроса. "Магазины не выживут, если там не будет ассортимента. Тем более, если продавать только лицензионные диски, когда под боком торгуют пираты", – уверяет Валерий Стригунков, совладелец небольшой сети "Фаренгейм", насчитывающей четыре магазина.

Дистрибуторы покрупнее придерживаются другого мнения о происходящем на рынке. Сергей Колгушкин, начальник отдела розничных продаж мультимедиа и DVD торгового дома "Союз", уверен, что "корень зла" кроется в необязательности производителей игр. "Доля игр в наших товарах занимает порядка 15%. Основная проблема в этом бизнесе – недисциплинированность издателей. Часто игры анонсируются, но не выходят вовремя, как, например, ожидаемый уже три года русско-украинский проект "Сталкер". Мы не можем использовать маркетинговые инструменты – привлекать покупателей заранее. Отсюда разочарование пользователей – они читают о выходе игры в журнале, она не выходит. Интерес естественно сходит на нет", – поясняет он.

Отмечает Колгушкин и все большее количество игр, которые выпускаются на рынок с ошибками в программном коде. "Компьютерные игры – очень специфический товар. Когда покупатель возвращает диск, мы не можем проверить, действительно ли он бракованный. Приходится принимать возвраты, чтобы не потерять лояльность клиентов. В результате порядка 5% дисков возвращаются с "условным браком". Тем не менее мы будем продолжать продавать игры. Этот рынок потихоньку растет. Конечно, несравнимо с другими, например, с фильмами, которые сейчас все более популярны, потому что цены на них стали доступными", – говорит он.

Имеющий ухо, да слышит

Самыми главными методами борьбы с пиратами издатели считают изменение сознания потребителей и повышение качества лицензионных игр. Пираты часто просто переводят тексты игр с помощью программ машинного перевода. А на приличную локализацию уходят недели и даже месяцы в зависимости от объема текста. Знаменитый хит Oblivion от Bethesda Softworks переводили несколько месяцев целым отделом, поделился Андрей Бирюков из компании "Акелла", принимавший участие в этом процессе. Компания считается одним из самых профессиональных локализаторов, даже конкуренты заказывают ей перевод игр, в частности Oblivion, которую в России издавала "1С". Тем не менее "Акелла" неоднократно промахивалась. Многие игроки до сих пор не могут простить им выпуска хита Neverwinter Nights 2 – первый тираж в 10 000 – 15 000 копий по вине завода был вброшен на рынок с перепутанными серийными номерами. Издатели обычно очень спешат с выпуском дисков, потому что каждый день задержки идет на пользу пиратам. Самые большие продажи происходят в первый день выпуска, так называемый day one, потом с каждым днем игру покупают все меньше и меньше.

Тем не менее качество локализаций растет. Типичный пример из того же Oblivion: в одном из эпизодов игры фраза из уст стражника "Слушаю тебя, гражданин" (в оригинале "You have my ear, citizen") в пиратской версии звучит как "Ты имеешь мое ухо, гражданин". Так что "сознание потребителей" поневоле меняется. Валерий Стригунков (сеть "Фаренгейм") говорит, что, по его ощущениям, порядка 40% покупателей предпочитают лицензионные диски. Александр Лоевский, директор по маркетингу и рекламе сети "Пурпурный легион", также отмечает растущий интерес к играм. "Компьютерные игры не являются нашим основным товаром, их оборот в магазинах сети составляет 10 – 12% от общего. Но в последнее время лицензионные игры стали продаваться лучше. Причина тому – качественные изменения в работе издателей и локализаторов. Жаль, что некоторые компании до сих пор так локализуют и поддерживают свой продукт, что проще купить нелицензионный диск. Яркий тому пример – издание "Акеллой" нашумевшей ролевой игры Neverwinter Nights 2", – поясняет Лоевский.

"Практически все игры, особенно высшего класса, требуют "патчей" ("заплаток" на программный код, исправляющих ошибки разработчиков), они обычно скачиваются с сайта разработчика игры. Иногда производители выпускают игру, в которую вообще невозможно играть, например "Готика 3", – ошибка на ошибке. В русскую версию уже можно было играть – она вышла примерно через месяц после английской", – возражает Андрей Бирюков. Эта проблема, по его словам, особенно остра в регионах, где быстрый Интернет мало распространен.

Проблема еще и в том, что пиратские копии зачастую трудно отличить от лицензионных. Заводы, которые днем печатают официальные копии для "белых" издателей, по ночам штампуют контрафакт для пиратов. Но, как типографию нельзя привлечь к ответственности за присутствие порнографических картинок в напечатанном ею журнале, так и к заводу невозможно предъявить претензии – он записывает диски на заказ. Иногда работники заводов просто передают пиратам мастер-диски локализованных игр. Бороться с этим явлением также очень сложно. "Недавно в продаже можно было обнаружить диск "два в одном" – SIM`s 2 и "Дом-2", – рассказывает гендиректор рекламного агентства "Интермедиа" Владимир Вайнер. – Но такое сочетание в принципе невозможно – у этих игр разные производители и издатели. Но выглядел он вполне презентабельно. Его покупали, хотя это – откровенная "пиратка".

Игры с клиентом

Дороговизна современных компьютеров и гонка технологий также не способствуют росту популярности игр. В частности, видеокарты, которые считались лучшими еще летом, сейчас уже безнадежно устарели – новые в 10 – 15 раз быстрее. Валерий Стригунков уточняет, что диски часто возвращают продавцам, потому что покупатели не учитывают требования игр к оборудованию. Кроме того, по словам Бирюкова из "Акеллы", специфика российского рынка в том, что игровые приставки не слишком популярны у геймеров. В США рынок видеоигр для PSP и других консолей в разы больше, чем компьютерных игр. Там как раз популярность компьютерных игр падает, и ощутимо. Действительно, зачем "мучить" персональный компьютер, если есть устройства, предназначенные для развлечений. Игры для приставок специально создаются с учетом этого оборудования. "Ассортимент расширился, появились новые приставки, поэтому стали больше покупать видеоигр, – утверждает Александр Лоевский. – Доля таких игр в нашей сети всего в два раза меньше, чем компьютерных – 5 – 6% от всех продаж". По данным Сергея Колгушкина из "Союза", рынок игр для приставок вырос за последний год в два раза. Но этот рост не внушает ему оптимизма. "Пока пираты предлагают компьютерные игры за копейки, все будут играть в них. 1500 рублей за диск для приставки – это неподъемная сумма для большинства населения", – уверен он.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту