рефераты по менеджменту

Инновационная деятельность в зарубежных странах

Страница
6

К прямым методам экономического воздействия относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное предпринимательство и государственные заказы.

Задачей косвенных экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются:

§ налоговое и амортизационное регулирование;

§ кредитная и фондовая политика;

§ ценовое регулирование;

§ политика протекционизма.

Наиболее значительными косвенными методами являются кредитная и налоговая политика:

- кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений, а также осуществляет управление уровнем ссудного процента.

- налоговая политика может предусматривать налоговые субсидии на определенные виды деятельности, в частности, исключение из суммы, облагаемой налогом части доход, связанных с созданием и внедрением новых машин и оборудования и проч.

К методам косвенного воздействия на инновационную деятельность относится регулирование международного технологического обмена, т.е. режима экспортного и импортного контроля над передачей технологии.

Специфической формой воздействия государства на инновационную деятельность является сбор и обработка данных, необходимых для долгосрочного прогнозирования и планирования технологического развития.

Государственные заказы.

Для фирм участие в государственных научно-технических и инновационных проектах служит источником знаний и опыта. Творчески сотрудничая с университетами, государственными лабораториями и другими частными фирмами. Выполняя государственные заказы, фирмы получают от государства финансовые средства и доступ к уникальному и дорогостоящему научно-техническому оборудованию и другим технологическим и нетехнологическим ресурсам, которыми располагает государство.

Государственный заказчик, в отличие от негосударственного, не имеет права произвольно изменять стоимость работ, а должен руководствоваться государственными нормативами.

Распределение прав на объекты интеллектуальной собственности, создаваемые в ходе инновационных работ, выполняемых по государственному заказу, также должно регламентироваться государственным нормативным документом, а не формироваться при заключении каждого договора.

Существующая более 100 лет в США федеральная контрактная система предусматривает обязанность государственных ведомств – заказчиков осуществлять анализ конъюнктуры соответствующих сегментов рынка, потенциальных корпораций – подрядчиков, их научно-технического и финансового состояния. Условия заказа (в том числе оборонного характера), его технические параметры публикуются в открытой печати. Участвующие в тогах фирмы предоставляют свои предложения (проекты) в анонимной кодированной форме. Решение о выборе подрядчика принимается экспертными комиссиями в лице независимых комитетов военных или гражданских ведомств, неподотчетным данным органам власти.

Государственное законодательство при размещении заказов на создание новой техники и технологий, программ НИОКР предполагает не только конкурсное определение корпорации подрядчиков, но и подбор генеральным подрядчиком субподрядчиков также на конкурентно-конкурсной основе. Данный процесс конкуренции в процессе контр актирования получил в США название «корпорации второго подрядчика.

Степень прямого государственного воздействия на инновационную деятельность промышленных фирм зависит от того, какой объем НИОКР в стране выполняется за счет государственных ресурсов. При этом воздействие государства на эффективность инновационного процесса может быть и тормозящим, если государственная инновационная политика направлена на осуществление целей слабо связанных с проблемами развития производства и потребления, а государственные затраты на НИОКР, независимо от их объема, не способствуют увеличению инновационных ресурсов фирм и зачастую отвлекают их собственные средства на проведение коммерчески неперспективных разработок. В этом случае эффективность государственной инновационной политики как фактора экономического роста является низкой.

Заключение

Исходя из всего, что было сказано в работе, можно сделать вывод о том, какой должна быть антикризисная инновационная политика государства (на примере зарубежных стран – США, Японии и стран Западной Европы). Для проведения эффективной политики необходимы:

· активизация деятельности государственных предприятий, раз­личных ведомств, АО и других структур по использованию имеющегося научно-технического потенциала страны в целях эффективного внедрения в экономику государства изобрете­ний и других нововведений и достижений путем разработки и внедрения законодательной базы по стимулированию иннова­ционной деятельности.

· создание общегосударственного центра, занимающегося про­блемами передачи технологии (по аналогии с Национальным институтом стандартов Министерства торговли США).

· разработка программ по использованию передовых техноло­гий, которую следует поручить соответствующему ведомству, тесно связанному с проблемами конверсии. Из-за недостатков нормативно-правовой базы и отсутствия необходимых финансовых средств программы по разработке и реализации передовых технологий очень часто так и остаются программами, не претворяясь в жизнь (за исключением особо важных для государства программ – секретные разработки, оборона и т.д.)

· формирование инновационной инфраструктуры, которая мо­жет включать акционерные общества, предприятия, универ­ситеты, академические институты, научные лаборатории. Для решения определенной научной задачи в эти консорциумы делегируются ученые и инженеры участников сторон, пред­ставленных в данном консорциуме;

· выпуск специальных изданий, регулярно публикующих ин­формацию об имеющихся изобретениях, нововведениях и достижениях, представляющих интерес для эконо­мики.

Во многих странах все больше внимания уделяется созда­нию комплексных концепций научно-техничес­кого развития. Комплекс норм, на который ориентируются передовые страны в развитии инновационной сферы:

1) ориентирование и поддержка научных исследований;

2) регулирование направлений научно-технического развития;

3) защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности;

4) совершенствование системы стимулирования НТП;

5) содействие процессам обращения информации;

6) совершенствование системы организации передачи технологий;

7) лицензионно-патентное право (патентование, доступ­ность патентной информации);

8) косвенное регулирование (правовое, финансовое, техническое и т. п.);

9) разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и ее оценка;

10) развитие методов управления научно-техническим развитием;

11) расширение масштабов международного разделения труда и сотрудничества;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту