Очевидно, что каждая составляющая (компонента) услуги это также сумма ряда подкомпонентов, которые на более детальном уровне уточняют ее сущность. Составляющие первого и второго уровня могут быть представлены в виде древовидной разветвленной структуры, как показано на табл. 12
“привлечение” |
Соответствие ожидаемому эффекту услуги |
Динамика привлечения клиентов | |
Устойчивость привлечения | |
“имидж” |
“имидж”, реализованный в услуге |
Устойчивость “имиджа” | |
“цена” |
Цена, включенная в сервис |
Цена услуги | |
“репутация” |
Накопленная репутация услуги |
Текущая репутация услуги | |
Репутация фирмы, оказывающей услугу | |
“эстетика” |
Эстетика оказания услуги |
Эстетика рекламы |
Таблица 12 Древовидная структура представления компонент первого и второго уровня в отношении услуги, рассматриваемых по методу МКОТС
Этап II. Формирование системы опроса
Исходными данными для решения поставленной задачи (оценка составляющих услуги) являются результаты опроса потенциальных потребителей, то есть метод построен на экспертном опросе. На основе предварительно определенных компонентов услуги ("привлечение", "имидж", "цена", "репутация" и "эстетика") формируется система опроса потенциальных потребителей, в которую закладываются следующие задачи: определение значимости (веса) компонентов услуги для потенциального потребителя и определение отношения потребителя к каждому из компонентов системы по четырех- и более дифференциальной шкале. При формировании системы опроса, во-первых, задается вопрос с целью определения значимости параметров. Во-вторых, вопрос о степени реализации составляющих услуги для опрашиваемого клиента (очевидно, что опрос по данному методу должен проводиться только после оказания клиенту услуги). В-третьих, в той или иной форме задается вопрос с целью определения принадлежности опрашиваемого к определенному сегменту. Накопление результатов и их обработка могут производиться по расчетному базису, представленному в III-IV этапах метода. Для реализации расчетного алгоритма возможно применение программного пакета "МКОТС 2.0".
Этап III. Оценка веса (значимости) составляющих услуги
Очевиден принцип пересчета значений базы данных в соответствующий вес компонентов, например это можно сделать простым суммированием значений по всем полям (w1, :, w5) с последующей нормализацией значений для каждого сегмента. Результат такого пересчета представлен в табл. 13.
Таблица 13 Структура веса составляющих услуги по j-му сегменту на примере товара: "оказание косметических услуг"
Компоненты (потребности) |
Wji |
“привлечение” |
0,57 |
“имидж” |
0,29 |
“цена” |
0,71 |
“репутация” |
0,43 |
“эстетика” |
1,00 |
Мы можем видеть вес (значимость для потребителей услуги) отдельных ее составляющих. И на основе полученного распределения значимости между составляющими услуги можно сделать соответствующие выводы:
если формируется новая услуга, то возможно определение составляющих, которые необходимо усилить (уделить первейшее внимание при формировании) в первую очередь. В нашем примере (см. табл. 13) мы должны сделать акцент на “эстетику” выполняемой услуги и на ее стоимость. Это необходимо для привлечения клиентов.
Для существующей услуги, в процессе реализации комплекса ее продвижения, возможно определение акцентов рекламной компании в отношении предлагаемой услуги. В нашем примере "эстетика" и “цена” имеют наибольшие значения веса среди составляющих услуги (1.00 и 0.71 соответственно). Соответственно и акценты рекламной политики должны основываться на "подчеркивании" того, насколько эффективна наша услуга с точки зрения ее эстетического уровня и на сколько ее стоимость соответствует этому уровню.
Этап IV. Расчет удовлетворенности составляющими услуги и услугой в целом
Удовлетворенность составляющими оказанной услуги пересчитывается из расчетной базы данных аналогично пересчету веса: вычисляется сумма по колонкам (по всем составляющим услуги m1-m5), результат пересчета взаимно нормализуется (приводится к визуально сопоставимым значениям от 0 до 1). Результаты расчета представлены в табл. 14.
Таблица 14 Результат расчета удовлетворенности отдельными составляющими услуги и услугой в целом на примере услуги: "оказание косметических услуг"
Компоненты (потребности) |
Wji |
uji |
Wji *uji |
“привлечение” |
0,57 |
0,22 |
0,13 |
“имидж” |
0,29 |
0,17 |
0,05 |
“цена” |
0,71 |
0,57 |
0,40 |
“репутация” |
0,43 |
0,09 |
0,04 |
“эстетика” |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
U=1,62 |